Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
02.03.2022

Общественные слушания законопроекта о Социальном фонде России

28 февраля 2022 года в Общественной палате Российской Федерации состоялась общественная экспертиза законопроекта «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

Законопроект, разработанный Минтрудом России, предлагает объединить Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) в единый государственный внебюджетный Социальный фонд России. Такое объединение произойдет уже с 1 января 2023 года. При этом гарантируется, что все права граждан будут сохранены в полном объеме. Также Минтрудом подготовлен законопроект, предусматривающий введение единого тарифа по взносам — теперь работодатели смогут уплачивать их одним платежом.

Большинство экспертов, уже принявших участие в обсуждении законопроекта, а это члены региональных общественных палат, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, научно-консультативного совета при ОП РФ, его поддержали, сказала Наталья Починок, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов: «По ряду положений законопроекта наши коллеги, которые, безусловно, понимают важность и значимость объединения фондов, высказали определенные предложения для того, чтобы учесть их в тексте законопроекта».

О предпосылках к объединению фондов рассказал статс-секретарь — заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов. По его словам, в настоящее время в ПФР России более 2,5 тысячи различных подразделений и более 100 тысяч сотрудников, обеспечивающих не только выплату страховых пенсий, но и различных мер социальной поддержки. ФСС — это 437 подразделений и более 17,5 тысячи сотрудников в территориальных органах, которые обеспечивают как страховые выплаты по двум видам страхования, так и меры социальной поддержки. Т. е. функционал фондов позволяет объединить их в одну организационную структуру.

Андрей Пудов отметил, что объединение будет происходить на основе формирования единой цифровой платформы, в рамках которой будет реализовываться весь функционал фондов, введения единого тарифа страховых взносов, который теперь будет перечисляться единым платежом, определения единого окна через портал госуслуг и создания единого центра для консультирования граждан.

Среди базовых принципов при переходе к новому фонду он назвал бесперебойность выполнения социальных обязательств, повышение защищенности страховых взносов, запрет перекрестного финансирования, повышение прозрачности управления фондом — принцип общественного контроля, внедрение современных стандартов, сохранение доступности, оптимизацию расходов сохранение человеческого капитала.

Особое внимание представитель Минтруда России уделил модели нового социального фонда. Его учредителем выступит Правительство РФ, высшим органом управления — наблюдательный совет, координация деятельности закрепляется за Минтрудом, а собственником имущества является Российская Федерация. Бюджет фонда будет формироваться за счет страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета. Ответственность по публичным обязательствам фонда несет Российская Федерация.

Большинство ознакомившихся с законопроектом экспертов поддержало аргументы Минтруда России по поводу целесообразности объединения фондов и создания новой структуры. Существующие риски озвучила Елена Феоктистова, управляющий директор управления корпоративной ответственности, устойчивого развития и социального предпринимательства РСПП. Это практика использования имеющихся средств на погашение дефицита по другим видам социального страхования и предлагаемая законопроектом формулировка о том, что РФ не отвечает за обязательства фонда, связанные с обеспечением его деятельности. По мнению экспертов, обеспечение деятельности — это не только хозяйственная часть, но и зарплаты сотрудников, и раз уж функции фонда предполагают выполнение государственных обязательств, то и обязательства по выплате зарплат также должно гарантироваться не фондом как работодателем, а государством.

Вопросы экспертов озвучила и Наталья Починок: рассматривается ли ведомством возможность изменения инфраструктуры, связанной с другими направления социальной защиты, для большего удобства граждан, повлечет ли объединение фондов усиление персонификации в части направления социального страхования, каков будет функционал наблюдательного совета и другое.

Андрей Пудов пояснил, что там, где будет возможно объединить точки присутствия в зависимости от качества условий приема, это будет сделано на принципах клиентского офиса. Также продолжится развитие взаимодействия с МФЦ, органами социальной защиты. Точки присутствия будут максимально стандартизированы, спектр услуг в клиентских службах будет расширяться — они будут предоставлять как те услуги, которые сегодня доступны в отделениях ПФР, так и те услуги, которые доступны в отделениях ФСС. Кроме того, продолжится развитие цифровых сервисов и упрощения взаимодействия граждан, работодателей и фондов — как это работает видно на примере сервиса электронного больничного.

ОП РФ будет подготовлено заключение с указанием всех замечаний и предложений, которые были сделаны в результате общественного обсуждение законопроекта. Документ будет направлен в Минтруд России для учета этих мнений и предложений.

Напомним, что между социальными партнерами была достигнута договоренность по принципиальным вопросам объединения социальных фондов – Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования. Председатель ФНПР Михаил Шмаков подчеркивал, что стороны РТК несколько месяцев работали над тем, чтобы технологический процесс объединения не привел к ухудшению положения граждан. Профлидер не исключил, что в дальнейшем частью объединенного фонда может стать и Фонд обязательного медицинского страхования. 


Еще по теме: Объединение фондов обсудили в Общественной палате (ссылка здесь)

Пресс-служба ОП РФ

Дата публикации: 3 марта 2022 г.


Возврат к списку