Заседание РТК
Особое внимание сторон социального партнерства, было уделено обсуждению проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2024-2026 годы, а также проекта Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год.
Отмечалось, что работа по проекту нового Генсоглашения при конструктивном взаимодействии сторон проводилась в течение полугода, с учетом актуального положения дел и условий, в которых живет и развивается страна. По оценке Координатора профсоюзной стороны, Председателя ФНПР М.В.Шмакова, при согласовании формата и положений соглашения, работа по редактированию текста продолжается в силу имеющихся разногласий. На данный момент выработаны компромиссные формулировки после совещания координаторов сторон 18 декабря 2023 года (см. приложение).
В отношении Единых рекомендаций по оплате труда бюджетников на 2024 год профсоюзная сторона согласилась с соответствующим проектом Минтруда РФ, при этом констатируя нарушение нормы Трудового кодекса о подготовке Единых рекомендаций до внесения проекта федерального бюджета в Госдуму (часть 3 статьи 135 ТК РФ). Это, по мнению профсоюзов, снизило результативность совместной работы социальных партнеров над этим важным документом в сфере оплаты труда. Поэтому профсоюзы считают необходимым начать работу по разработке проекта Единых рекомендаций на 2025 год в I квартале 2024 года.
Несколько плановых вопросов повестки заседания РТК, проработанных и согласованных рабочими группами комиссии, были приняты без обсуждения.
В частности, проектом постановления Правительства России об особенностях правового регулирования трудовых отношений с работниками «на северах», призванными на военную службу по мобилизации или контрактниками, предусматривается, что после демобилизации и возобновления трудового договора (приостановленного на время военной службы) работник сможет воспользоваться правом на оплату (один раз в два года за счет средств работодателя) стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории России к месту использования отпуска и обратно. Затраты ему возместят из расчета один раз за два года периода приостановления трудового договора.
В «разном» профсоюзная сторона предложила обсудить следующие вопросы:
- О проекте федерального закона №513234-1 «О внесении изменений в статью 135 Трудового кодекса Российской Федерации». М.В.Шмаков указал на то, что при рассмотрении в Правительстве России данного законопроекта (ранее одобренного РТК) он претерпел существенные изменения концептуального характера, однако на повторное рассмотрение в РТК направлен не был. Профсоюзная сторона считает необходимым отметить нарушение регламента Правительства России в части внесения в Госдуму законопроекта без рассмотрения РТК и предложить Правительству России направить данный законопроект для рассмотрения в рамках РТК.
- О звании «Лидер нефтяной, газовой, нефтехимической промышленности в системе социального партнерства».
Татьяна Голикова в заключение подчеркнула политическую важность 2024 года, определяющего вектор развития страны на последующие шесть лет, и объявленного Президентом России В.В.Путиным Годом семьи.
Приложение. Компромиссные формулировки в тексте Генсоглашения на 2024-2026 гг. (выборочно) после совещания координаторов сторон РТК 18 декабря 2023 года:
2.1. Обеспечить реализацию государственных гарантий по заработной плате, направленных на обеспечение достойного уровня жизни работников и их семей, в том числе на:
установление размеров тарифной ставки, оклада (должностного оклада) с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и размера минимальной заработной платы в субъекте РФ, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ.
расширение практики установления систем оплаты труда соглашениями и коллективными договорами, детализации их в локальных нормативных правовых актах с учетом принятых соглашений и коллективных договоров;
2.6. Развивать коллективно-договорное регулирование заработной платы работников, на основе социального партнерства, в том числе учитывать:
установление в соглашениях и коллективных договорах размеров тарифной ставки, оклада (должностного оклада) с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации;
7.6. Стороны принимают на себя следующие обязательства:
обеспечить частичное финансирование за счет средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов – базовых научных и учебно-методических профсоюзных центров в сфере социально-трудовых отношений, оказывать образовательным организациям высшего образования, учредителями которых выступают объединения профсоюзов содействие в осуществлении подготовки кадров, в том числе за счет средств федерального бюджета.