Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
17.05.2013

Внимание! Информационное сообщение!

В журналах «Промышленная политика в Российской Федерации»
№ 1-3/2012 и «Человек и труд» №3/2012 опубликованы статья и интервью Председателя Профсоюза Н.Н.Агаповой. С текстом статьи и интервью можно ознакомиться здесь.

Интервью в журнале «Человек и труд» № 3/2012
Наталья Агапова: "Труд человека не может являться предметом торга между третьими сторонами или посредниками"

В прошлом году в одном из хозяйств Ставропольского края произошли три несчастных случая (два из них - со смертельным исходом). И каждый раз с работником был заключен гражданско-правовой договор. Как предписывает закон, Профсоюз участвовал в расследовании. Оказалось, по факту несчастного случая работодатель ответственности не несет, а семьи погибших не могут рассчитывать на компенсацию.
Как подобные формы трудовых отношений расценивают профсоюзы, какова специфика заемного труда в аграрной сфере, что характерно для социального партнерства в отрасли, – об этом и многом другом корреспонденту "ЧТ" рассказала председатель Профсоюза работников АПК РФ Наталья Николаевна АГАПОВА.

В декабре 2011 г. на базе Научно-методического центра Профсоюза работников АПК РФ при поддержке Фонда им. Ф. Эберта и МОТ прошла представительная международная конференция "Профсоюзы - за устойчивую занятость. Заемный труд – угроза стабильности России". В итоговом документе сформулирована общая позиция участников форума в отношении заемного труда. В чем она состоит? Что кроется за понятием "заемный труд"?

В последние годы все большее распространение получают так называемые "неустойчивые формы занятости", в частности заемный труд (его еще называют "кадровый лизинг"), позволяющий работодателю в трудовых отношениях скрываться за спинами "посредников". В отличие от аутсорсинга, при котором компания передает стороннему исполнителю определенную технологическую функцию, заемный труд - это практика, когда предметом торга становится сам работник.
Попробую пояснить. Скажем, у вас на предприятии есть лифт, его надо обслуживать. Вы заключаете договор с компанией "Исправные лифты", она периодически присылает вам своих специалистов, когда требуется ремонт или профилактика. У сотрудников этой компании есть постоянные трудовые договоры, они пользуются социальным пакетом, имеют возможность проходить за ее счет переобучение, повышать квалификацию. Против такой формы трудовых отношений профсоюзы не возражают.
Теперь предположим, что ваше предприятие получило новый заказ на выпуск продукции, но вы не хотите брать дополнительных работников, даже по срочным трудовым договорам. Тогда вы договариваетесь с частным агентством занятости (ЧАЗ), что оно даст вам сотрудников в аренду. ЧАЗ выступает в роли работодателя для этих работников, а вы - их арендатора; при этом у первого нет конкретной специализации, нет объемов работ, но есть незанятый персонал. В большинстве случаев "сотрудники" ЧАЗ - "случайные" люди, у них нет постоянных трудовых договоров, страховок, возможности повышать квалификацию за счет работодателя; зарплату они получают по фактически отработанному времени. Поэтому и высока текучесть этого персонала. Чувствуете разницу?
Как показало исследование, проведенное недавно Центром социально-трудовых прав, на такой вид занятости чаще всего соглашается человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, которому в течение длительного времени не удается найти сколько-нибудь приличную работу. Бывает, что в подобной ситуации он оказывается не случайно. На конференции приводился пример, когда градообразующее предприятие уволило своих работников, а потом им предложили работу на нем же, но в качестве временного персонала - через ЧАЗ. Причем у 74% работников после их выведения "за штат" зарплата уменьшилась.
Заемный труд без стеснения используется работодателями в качестве инструмента подавления профсоюзных и трудовых прав, а это уже угроза демократическим устоям нашего общества.
Считая, что применение таких форм труда ведет к росту неравенства и социальной незащищенности, подрывает перспективы экономического развития страны, вызывает неуклонное снижение уровня жизни работников, профсоюзы осуждают любые попытки их легализации. Мы убеждены, что право на постоянное рабочее место с достойными условиями труда и уровнем заработной платы отвечает интересам наемных работников. Заявления о необходимости придания "гибкости" трудовым отношениям преследуют лишь цели усиления эксплуатации, снижения уровня социальной защиты и социальных гарантий граждан.
Наша позиция отнюдь не уникальна, ее разделяют глобальные федерации профсоюзов, убежденные в том, что приоритетной формой занятости должна оставаться постоянная, бессрочная и прямая занятость. Это соответствует основополагающему тезису МОТ: "Человек - не товар!". То есть труд человека не может являться предметом торга между третьими сторонами или посредниками.
На упомянутой конференции было объявлено, что Федерация независимых профсоюзов России и Конфедерация труда России одобряют любую законодательную инициативу, направленную на достижение устойчивой занятости и готовы начать кампанию в поддержку законопроекта № 451173-5 ("законопроект Исаева-Тарасенко"). Он предусматривает усиление защищенности работников в случае подмены работодателями трудовых договоров договорами гражданско-правового характера, использования механизмов заемного труда. Сейчас документ готовится ко второму чтению. Зная, что предпринимаются попытки с помощью поправок изменить его дух и смысл, мы призвали депутатов ГД нового созыва в самое ближайшее время принять законопроект в варианте, предложенном профсоюзами, не допуская двусмысленных толкований.
Одновременно призываем наших социальных партнеров - объединения российских работодателей - отказаться от попыток легализовать в сфере труда такие формы трудовых отношений, которые были характерны для периода первоначального накопления капитала. Нам нужно совместно вырабатывать национальную политику в области занятости, основывающуюся на принципах достойного труда и поступательного развития, что в полной мере соответствует требованиям экономики.

Какова специфика такого института, как заемный труд, в аграрной сфере?

В марте 2011 г. наш Профсоюз провел конференцию "Развитие профсоюзов в транснациональных компаниях в условиях неустойчивой занятости". Участники - работники предприятий АПК постоянно подчеркивали, что заемный труд не только подрывает основы устойчивой занятости, но и лишает людей возможности планировать свою жизнь, прежде всего профессиональную.
К этой конференции мы провели опрос председателей более чем 100 первичных профорганизаций, действующих на предприятиях транснациональных и отечественных компаний АПК, который включал 26 вопросов о применении заемного труда на их предприятиях. Анализ ответов показал, с одной стороны, что заемный труд в большинстве регионов еще не получил широкого распространения (и это хорошо!), с другой - что людям подчас тяжело определиться с терминологией: они приводят характерные черты заемного труда, но не соотносят их с этим понятием, что подтверждает необходимость расширения разъяснительной работы.
В частности, исследование выявило значительное распространение расщепленных форм найма - заемного труда, подряда, аутсорсинга, причем зачастую в новом статусе на предприятии оказывались его бывшие работники (например, в одной из ТНК водителей заставляли получать статус частного предпринимателя и брать автомобили компании в аренду). Половина респондентов отметила, что заемный труд используется не только на обслуживающих участках, но и в основном производстве. Все большую "популярность" у работодателей получают гражданско-правовые договоры.
Совместно с Международным союзом пищевиков нами собран и проанализирован значительный объем информации, касающийся распространения заемного труда на пивоварне "Хейнекен" в Санкт-Петербурге, где с 2007 г. за штат было выведено более 150 работников. По нашему мнению, компания использует этот метод, чтобы подорвать авторитет и силы профорганизации. Так, в подразделении логистики, где у "первички" наиболее сильная поддержка, через заемные агентства привлекается уже более половины работников. Следующий шаг, о котором заявила компания, – создание совета трудового коллектива. Думаю, механизм этот вам понятен…
Конференция ясно продемонстрировала: мириться с заемным трудом нельзя. Инструментов "сопротивления" у нас немало – это и обучение актива, и коллективные действия, и влияние на депутатов всех уровней.

Эффективность деятельности профсоюза во многом зависит от характера его отношений с работодателями. Насколько успешно вы сотрудничаете с ними? Какие возможности открывает недавно подписанное Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2012-2014 гг.?

Ключом к выстраиванию отношений с работодателями является, как известно, институт социального партнерства, основные принципы которого - взаимное уважение и учет мнений сторон, их реальная заинтересованность в участии в договорных отношениях. Отраслевые соглашения, заключаемые в АПК на протяжении уже более 17 лет, - своеобразный промежуточный их итог. В соглашении на 2012-2014 гг. интересы работников отрасли представляет наш Профсоюз, работодателей - Общероссийское агропромышленное объединение работодателей, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России и - впервые - Российская академия сельскохозяйственных наук; государство - Министерство сельского хозяйства России и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Соглашение регламентирует действия сторон, направленные на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (и, соответственно, на 2013-2020 гг. - после утверждения), предусматривающей повышение конкурентоспособности отечественного АПК, занятости и уровня жизни сельского населения, обеспечение продовольственной безопасности страны.
Приходится признать, что остаются проблемы, которые, несмотря на общие усилия, решаются с трудом: конечно же, это низкие доходы крестьян, их бедность даже при наличии работы.
Социально и экономически несправедливый уровень заработной платы не обеспечивает необходимой мотивации, тормозит повышение производительности сельскохозяйственного труда, выступает одним из главных факторов его непрестижности. Кстати, среднероссийский уровень зарплаты в 3,5 раза превышает величину ПМ трудоспособного населения, а по отрасли "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" – только в 1,6 раза. При этом в 41 субъекте РФ не достигнуто и этого значения, а в республиках Дагестан, Северная Осетия, Чеченская, Тыва, в Забайкальском крае оно менее единицы.
Стремясь переломить сложившуюся практику, наш Профсоюз инициировал (социальные партнеры нас поддержали) включение в главу "Оплата и нормирование труда" Отраслевого соглашения на 2012-2014 гг. следующих обязательств по регулированию оплаты труда:
- доведение уровня реальной заработной платы в сельском хозяйстве до 80% от уровня средней зарплаты по стране;
- установление минимального размера оплаты труда на уровне не ниже ПМ трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ;
- повышение доли тарифной ставки (должностного оклада) в заработной плате не менее чем до 70%;
- обеспечение соотношения уровней оплаты труда 10% работников с наиболее низкой и 10% работников с самой высокой заработной платой не более чем 1:10.
С 2009 г. Профсоюз работников АПК РФ и Общероссийское агропромышленное объединение работодателей совместно проводят смотр-конкурс "Лучший коллективный договор организации АПК России", учрежден нагрудный знак "За развитие социального партнерства", которым награждаются руководители организаций, внесшие значительный вклад в его развитие.
В аграрно-промышленном секторе страны действуют 58 региональных соглашений, 730 территориальных и межотраслевых, нормы которых распространяются почти на 2 млн. работников.
Однако приходится констатировать, что к Отраслевому соглашению на 2009-2011 гг. некоторые работодатели так и не присоединились. Среди них - российский филиал одной из крупнейших в мире пивоваренных компаний, руководство которого утверждает, что это "грубо нарушило бы права и интересы работников". Оказывается, бывает и такая странная логика. Другой пример. На большинстве предприятий группы агропромышленных компаний "Юг Руси" вообще нет профорганизаций. Предпринимаются попытки ликвидировать их и в некоторых других компаниях. Как следствие, многие работники АПК никем не представлены и не защищены, что препятствует достижению разумного баланса интересов работников и предпринимателей, наносят серьезный урон аграрному сообществу России.

В Соглашении предусмотрено, в частности, «стимулирование развития несельскохозяйственных видов деятельности с целью расширения рынка труда в сельской местности», что представляется крайне важным не только для повышения занятости, но и для развития сел, особенно в депрессивных районах. Как вы оцениваете в целом современный отечественный аграрный рынок труда?

На сегодняшний день уровень занятости сельчан в трудоспособном возрасте составляет 67%, что на 11% меньше, чем среди городского населения. По безработице, - прямо противоположная картина. В ноябре 2011 г. ее уровень составил 9,5%, превышая в 1,8 раза соответствующий показатель среди горожан. Доминирующим в агросфере остается неформальный сектор (хозяйственные образования, не имеющие юридического лица), в котором занято порядка 55-60% работающих.
Одним из ведущих направлений в обеспечении полной занятости экономически активного сельского населения наш Профсоюз считает создание и сохранение рабочих мест в крупном сельскохозяйственном производстве - в объеме, необходимом для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Полагаем, что для выявления предложения и потребности в рабочей силе необходимо возобновить разработку в сельских районах балансов трудовых ресурсов. На их основе следует проводить балансовые расчеты разновекторной динамики количества рабочих мест, складывающейся под влиянием, с одной стороны, восстановительных и экстенсивных процессов, требующих создания новых рабочих мест (вовлечение в хозяйственный оборот пустующих земель, расширение работ по повышению плодородия почв, реконструкция и строительство новых животноводческих объектов и др.), с другой - внедрения инноваций, технической и технологической модернизации производства, приводящих к сокращению надобности в живом труде при его качественной реструктуризации.
Наряду с поддержкой занятости в крупном производстве для снижения напряженности на сельском рынке труда важно создавать необходимые условия для развития самозанятости и малого бизнеса. Учитывая сложившуюся ситуацию на этом рынке, Минсельхозу совместно с Минздравсоцразвития и Рострудом, по мнению нашего Профсоюза, было бы целесообразно продолжить реализацию соответствующих мер, в частности, проведение опережающего обучения работников сельскохозяйственных предприятий, оказание адресной поддержки лицам, которые переселяются для работы в сельскую местность.
Чтобы ускорить темпы диверсификации сельской экономики и, следовательно, повысить уровень занятости и доходы сельского населения, считаем необходимым:
- дополнить Налоговый кодекс РФ положениями, предусматривающими снижение ставки подоходного налога с индивидуальных предпринимателей и налога на прибыль с юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих несельскохозяйственную деятельность в сельской местности;
- освободить от таможенных пошлин изделия художественных промыслов и ремесел, производимые в сельской местности, а также продукцию заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и др.;
- освободить от ввозных пошлин технику и оборудование, закупленные производителями за рубежом для ремесленническо-промысловой деятельности в сельской местности, заготовки и переработки дикоросов.

Расхожей стала фраза "Сельская молодежь – будущее аграрной России". Теоретически – да, в реальности же мы наблюдаем иное: пока что большинство молодых людей связывает будущее отнюдь не со своим селом, где, как правило, пространство для реализации их потенциала сужено. Стала ли данная проблема предметом внимания Профсоюза? Если - да, то насколько пристального?
Безусловно, возрождение села, развитие АПК невозможно представить без участия молодых людей. Однако было бы недальновидно не учитывать сложившиеся тенденции - демографические, миграционные (доля жителей пенсионного возраста на селе - 30%, молодежь стремится в города и т.д.). Ну и конечно, негативную роль играет стереотип пренебрежительного отношения к сельскому труду.
Ориентируясь на происходящие в обществе перемены, сельская молодежь старается выгодно трудоустроиться (продать себя как рабочую силу), не затрачивая особых физических, и умственных усилий, времени.
По данным исследований, проведенных Российским государственным аграрным заочным университетом, из числа опрошенных юных сельчан подходящей для себя профессию механизатора назвали только 1,5% респондентов, животновода - 0,1% и т.п. Аналогичное положение и с выбором профессий специалистов: зоотехниками хотят стать 0,1%, агрономами – 2%, ветврачами - 0,7%.
В изменении спектра предпочтений респондентов существенную роль на наш взгляд, могла бы сыграть профориентация, проводимая как в школе, так и заинтересованными структурами.
Среди главных факторов, способствующих закреплению молодежи в агросекторе, - обеспеченность жильем, развитие социальной инфраструктуры, доступность объектов культуры, спортивных сооружений. Понимая актуальность этого вопроса, российское правительство утвердило в свое время Концепцию устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. На ее основе Минсельхозом России разработана концепция соответствующей федеральной целевой программы. Профсоюз на всех уровнях принимал участие в обсуждении документа. Особое внимание мы обращали на необходимость повышения уровня федеральной поддержки, поскольку ресурсное обеспечение мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий из федерального бюджета сокращено за период действия госпрограммы в 2,8 раза против запланированного (в реальном выражении объем недофинансирования - 59 млрд. руб.).
Вы спрашиваете, что конкретно предпринимает наш Профсоюз? По его предложению в Отраслевое соглашение по АПК РФ на 2009-2011 гг. впервые был включен раздел "Молодежная политика, социальные гарантии и льготы", в Соглашении на 2012-2014 гг. он расширен. Приоритетными направлениями совместной работы в молодежной среде стороны социального партнерства назвали снижение уровня безработицы, проведение профориентации в учебных заведениях всех уровней, повышение уровня профессиональной квалификации и содействие карьерному росту, обеспечение правовой и социальной защищенности, организацию и поддержку досуга, физкультурно-оздоровительной, спортивной и культурно-массовой работы.
Отраслевое соглашение рекомендует работодателям совместно с профсоюзными комитетами включать в коллективный договор специальный раздел по молодежной политике, проводить конкурсы профессионального мастерства среди молодых специалистов и рабочих, устанавливать именные стипендии. Отмечу, что в коллективных договорах, как правило, предусматривается выделение ссуд на приобретение жилья, выплата "подъемных", предоставление кредитов при рождении детей, ряд других льгот и гарантий для молодых работников.
В целях повышения престижности сельскохозяйственных профессий, стимулирования подготовки квалифицированных кадров (в первую очередь - для сельскохозяйственного производства, перерабатывающих отраслей), мотивации молодых людей к повышению своего человеческого капитала Президиум Профсоюза учредил для студентов вузов и ссузов 20 стипендий и диплом стипендиатов. Стипендии назначаются 2 раза в год тем, кто успешно сдал экзаменационную сессию, активно участвует в профсоюзной работе и общественной жизни учебного заведения.
Нами разработана Концепция молодежной политики, для реализации которой создан Молодежный совет Профсоюза работников АПК РФ. Одно из направлений его деятельности - подготовка предложений для принятия специальных программ по формированию политики в области образования, профессионального обучения, повышения квалификации молодых рабочих и специалистов.

Как вы оцениваете законодательные изменения в сфере труда, вступившие в силу в прошлом году? Что, на ваш взгляд требуется изменить в регулировании трудовых отношений в АПК?

Изменения в трудовое законодательство и смежные с ним сферы вносятся достаточно часто. Центральный комитет Профсоюза принимает активное участие в законотворческой деятельности. Проводится первичная экспертиза, вносятся предложения и замечания к проектам федеральных законов и подзаконных актов. Позиция Профсоюза регулярно доводится до сведения депутатов ГД.

2011 г. также отмечен рядом изменений правового поля. Так, с 6 сентября 2011 г. в России действует Конвенция МОТ № 132 "Об оплачиваемых отпусках", принятая 30 июня 1973 г. Одна из наиболее важных норм Конвенции (ст.12) признает недействительными или запрещает соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или о неиспользовании такого отпуска с заменой его компенсацией или иным образом, что часто использовалось работодателями.

Введен новый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в принятии которого действенное участие принимали профсоюзы. Кроме того, с 1 января 2011 г. изменился период выплаты больничного за счет средств работодателя - с двух до трех дней. Пособие по временной нетрудоспособности, начиная с четвертого дня, оплачивает Фонд социального страхования.

По-новому аттестуются рабочие места по условиям труда. С 1 сентября 2011 г. такая аттестация производится в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. Пункт 52 устанавливает, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию лежит на работодателе. В свою очередь, ответственность за достоверность измерений и оценок лежит и на работодателе, и на аттестующей организации. Ст. 5.27 КоАП РФ определены более строгие административные наказания за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Внесены изменения в ТК в части процедур коллективных споров. И хотя новшества, по нашему мнению, явно недостаточны и не способны существенно изменить ситуацию, сам факт движения в сторону либерализации законодательства о забастовках, большинство экспертов оценивает положительно.

Отдельно остановлюсь на инициативе, с которой выступил РСПП: разрешить работнику по его желанию работать у одного работодателя более 40 часов без оформления документов по внутреннему совместительству. В настоящее время существуют институты сверхурочных работ (когда оплата работнику производится в двойном размере) и ненормированного рабочего времени (когда переработка компенсируется дополнительным временем отдыха или оплатой, как за сверхурочные работы). В случае легализации инициативы РСПП, против чего профсоюзы категорически возражают, труд работника в объеме от 40 до 60 часов в неделю будет оплачиваться по одинарным ставкам, что, конечно же, снижает уровень гарантий его прав по сравнению с действующим законодательством.

Особую озабоченность в Профсоюзе работников АПК РФ вызывает затягивание сроков ратификации Конвенции МОТ №184 "О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве". Мы намерены провести в текущем году при содействии Бюро МОТ в Москве трехстороннюю встречу (профсоюзы, работодатели, государство) в поддержку ратификации этого документа, так необходимого для работников сельского хозяйства.

Статья в журнале «Промышленная политика в Российской Федерации»

№1-3/2012

Роль Профсоюза в сохранении рабочих мест

на предприятиях АПК


За прошедшие годы в агропромышленном комплексе произошли масштабные преобразования, наметился новый подход государства к сельскому хозяйству - как перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли экономики, как важному социальному укладу жизни.

На законодательном уровне установлены четкие правовые основы реализации аграрной политики - принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», реализован приоритетный национальный проект «Развитие АПК», реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Разработан проект Госпрограммы на 2013-2020 годы, содержащий новые перспективные разделы и механизмы поддержки отрасли. Таким образом, созданы условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем, заложена основа модернизации и дальнейшего поступательного развития агропромышленного комплекса.

В вопросах развития экономики Профсоюз оказывал, и будет оказывать всяческое содействие Министерству сельского хозяйства, органам управления агропромышленным комплексом, работодателям и их объединениям, органам исполнительной власти. Мы понимаем, что без сильной экономики невозможно решить социальные проблемы, и считаем, что действенным средством решения социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство.

Результатом нашей большой совместной работы – Правительства, органов законодательной и исполнительной власти, Минсельхоза России, объединений работодателей, территориальных комитетов, Центрального комитета Профсоюза считаю, включение в проект Госпрограммы до 2020 года, как одной из её целей, – задачу по устойчивому развитию сельских территорий. Среди двенадцати задач, которые призвана решить новая Госпрограммы - диверсификация сельской экономики, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения. В соответствии с проектом Госпрограммы к 2020 году заработная плата в сельском хозяйстве должна вырасти к уровню 2010 года в 4,3 раза. Цель поставлена благая, но, по-нашему мнению, тяжело достижимая, так как рост производительности труда заявлен за тот же период только в 1,7 раза. Хочется надеяться, что целевые индикаторы Госпрограммы на период до 2020 года будут выполнены. Ведь по итогам за 2011 год, как и многие годы ранее, зарплата в сельском хозяйстве остаётся самой низкой среди всех видов экономической деятельности и составляет всего 50% к среднему уровню по России. В связи с этим, хочу обратить внимание, что главной проблемой, вызывающей наибольшее беспокойство у жителей села продолжают оставаться низкие доходы, бедность, даже, если есть работа. Низкий, социально и экономически несправедливый уровень заработной платы не обеспечивает необходимую мотивацию, тормозит повышение производительности труда в отрасли, выступает одним из главных факторов непрестижности сельскохозяйственного труда. Среднеэкономический уровень зарплаты в России в 3,4 раза превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, по отрасли сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – только в 1,8. При этом в 36 -ти субъектах не достигается и это значение, а в республиках - Дагестан, Чеченской, Тыва и Забайкальском крае – менее единицы.

Стремясь переломить сложившееся положение дел с оплатой труда в сельскохозяйственной отрасли, Профсоюз инициировал, и мы были поддержаны социальными партнерами, включение в главу «Оплата и нормирование труда» Отраслевого соглашении на 2012-2014 годы следующих обязательств по регулированию оплаты труда:

- доведение уровня реальной заработной платы в сельском хозяйстве до 80% от уровня средней заработной платы по стране;

- минимальный размер оплаты труда устанавливается на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации;

- организации ориентируются на установление доли тарифной ставки / должностного оклада в заработной плате на уровне не менее 70 процентов;

- обеспечение соблюдения соотношения в уровнях оплаты труда 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% работников с самой высокой заработной платой не более чем 1: 10.

Профсоюз, выполняя свои обязательства, принятые Отраслевым соглашением, ежеквартально анализирует статистические данные по среднемесячной заработной плате работников АПК и её соотношению с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, величине задолженности по выплате заработной платы и направляет информацию своим территориальным организациям, Минсельхозу России, комитету Госдумы по аграрным вопросам. Благодаря этому удалось значительно сократить масштабы просроченных долгов по заработной плате в отрасли. Только за 2011 год задолженность снизилась на 25%. В 38-ми субъектах Российской Федерации просроченная задолженность по заработной плате отсутствует. Кроме этого, совместными усилиями удалось добиться снижения уровня безработицы сельского населения. Тем не менее, она почти в 2,0 раза превышает уровень безработицы среди городского населения.

Вопросы о заработной плате, состоянии охраны труда, заключении и выполнении коллективных договоров и отраслевых соглашений являются одними из первоочередных в работе республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза. Представители территориальных профсоюзных организаций участвуют в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, региональных комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.

На Съезде Профсоюза были приняты резолюции «О недопустимости снижения гарантий трудовых прав трудящихся», «О минимальном размере оплаты труда», «О поддержке законопроекта депутатов А.К.Исаева и М.В.Тарасенко об ограничении практики «заемного труда». В резолюциях отражена позиция Профсоюза, о недопустимости поправок к Трудовому кодексу Российской Федерации, предложенных РСПП и нарушающих установленные законом социально-трудовые гарантии трудящихся, об установлении минимального размера оплаты труда без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, о непринятии практики «заемного труда». В настоящее время российское трудовое законодательство не содержит таких понятий, как "аренда рабочей силы", "лизинг персонала", "заемный труд", "аутстаффинг", "аутсорсинг". Эти термины стали возникать в кадровых службах, когда они в попытках сэкономить на персонале обратились к опыту других стран. Если легализовать эти понятия, то жить станет легче не рабочим, а бизнесу, который всячески пытается снизить затраты, и в первую очередь - за счет зарплат, социальных выплат и гарантий. Ведь "арендованный работник" - практически бесправный работник. Профсоюзы уверены, что заемный труд не надо регулировать - его надо запретить.

Требует решения вопрос развития национальной системы квалификаций. Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы предусмотрены действия сторон Соглашения по развитию национальной системы квалификаций, включая разработку предложений, направленных на совершенствование квалификационных характеристик (профессиональных стандартов), сближению их со стандартами Европейского Союза, модернизацию единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Актуальность этой задачи обусловлена необходимостью постепенной адаптации в Российской Федерации профессиональных стандартов, образовательных стандартов и процедуры признания полученной работником квалификации (сертификации) потребностям современной экономики. Развитие национальной системы квалификаций должно способствовать тому, чтобы люди с любым уровнем доходов имели доступ к системе повышения качества свое рабочей силы, имели возможность профессионального роста и получения более высокой заработной платы, были востребован на рынке труда в течение всей жизни.

Исторически и логически безусловное лидерство в вопросах развития национальных систем квалификационных стандартов принадлежит работодателям. Российским союзом промышленников и предпринимателей (через Национальное агентство развития квалификаций) разработаны проекты почти всех документов, относящихся к профессиональной стандартизации, сформирована собственная система разработки и утверждения в рамках РСПП профессиональных стандартов. Необходимо, и мы это закрепили в новом Отраслевом соглашении, чтобы Росагропромобъединение инициировало разработку проектов отраслевых профессиональных стандартов с обязательным участием Профсоюза.

Защита права трудящихся на повышение уровня квалификации и получение дополнительного профессионального образования должна осуществляться путем привлечения Профсоюза в самом начале построения национальной системы квалификаций, как равного партнера и помощника во взаимоотношениях с работодателями, трудовыми коллективами и учреждениями профессионального образования. Для регулирования спроса и предложения квалификаций на отраслевых рынках труда целесообразно формирование Отраслевых Советов развития квалификаций (представители Минсельхоза, Росагропромобъединения, Россельхозакадемия, Профсоюз).

Для Профсоюза важно не только сохранение рабочих мест, но и условия и безопасность труда на этих рабочих местах. Каждый работник хочет быть уверенным, что при выполнении работы он не потеряет здоровья, вернется в семью живым и здоровым.

К сожалению, в сельском хозяйстве, на предприятиях по переработке пищевых продуктов продолжают травмироваться и гибнуть люди. Уровень травматизма в организациях АПК в 1,5 раза выше аналогичных показателей по Российской Федерации. Еще выше эти показатели в отрасли – животноводство.

Большая часть несчастных случаев происходят при обслуживании техники. Причиной многих травм явилась необученность работников безопасным приемам работ, нарушение режимов труда и отдыха, а не редко и трудовой дисциплины.

Такое положение не случайно. Оно вытекает из неудовлетворительных условий труда, плохой организации работы по охране труда, невниманием к данной проблеме. Мы считаем, что постоянные наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников необходимы и позволят, наряду с улучшением условий труда, снижением ручных и тяжелых работ, обеспечением мер безопасности на каждом рабочем месте, предупредить профессиональные заболевания и несчастные случаи, сохранить работоспособность работника и продлить их годы жизни.

Важность проблемы требует от работодателей, органов управления АПК и Профсоюза конструктивного диалога для повышения эффективности совместной работы по улучшению условий труда и сохранению здоровья и жизни работников сельского хозяйства, перерабатывающих и других отраслей агропромышленного комплекса. Понимая сложность её решения, мы предложили Росагропромобъединению обсудить эти вопросы на совместном заседании коллегиальных органов, с выработкой рекомендаций по улучшению условий труда работников и предупреждению несчастных случаев на производстве в организациях АПК.

Безопасность труда должна стать таким же важным элементом в деятель¬ности всех организаций как производи¬тельность труда, себестоимость и каче¬ство оказываемых услуг, а обеспече¬ние работающих здоровыми и безопас¬ными условиями труда на производстве важнейшим направлением в деятельности всех сторон социального партнерства.¬

Одним из главных направлений в обеспечении полной занятости экономически активного сельского населения Профсоюз считает создание и сохранение рабочих мест в крупном сельскохозяйственном производстве в объеме, необходимом для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Для выявления предложения и потребности в рабочей силе следует возобновить разработку в сельских районах балансов трудовых ресурсов и на этой основе провести балансовые расчеты разновекторной динамики количества рабочих мест в отрасли, складывающейся под влиянием:

- с одной стороны, восстановительных и экстенсивных процессов (вовлечение в хозяйственный оборот пустующих земель, расширение работ по повышению плодородия почв, проведение культуртехнических мероприятий, реконструкция и строительство новых животноводческих объектов), требующих создания новых рабочих мест;

- с другой стороны, инновационных процессов, технической и технологической модернизации производства, приводящих к сокращению потребности в живом труде при его качественной реструктуризации.

Учитывая ситуацию на рынке труда в сельской местности и необходимость дальнейшей поддержки граждан начавших, предпринимательскую деятельность на селе, как в аграрном секторе, так и в сфере обслуживания, Минсельхозу РФ целесообразно продолжить совместно с Минздравсоцразвития России и Рострудом реализацию мер, направленных на организацию самозанятости сельского населения, проведение опережающего обучения работников сельскохозяйственных предприятий и оказание адресной поддержки гражданам, которые переселяются для работы в сельскую местность.

Наряду с поддержкой занятости в крупном сельскохозяйственном производстве для снижения напряженности на сельском рынке труда важно создать необходимые условия для развития самозанятости и малого бизнеса.

Нужен мощный рычаг, чтобы сдвинуть с места решение задачи развития на селе несельскохозяйственной деятельности. В целях ускорения темпов диверсификации сельской экономики и повышения на этой основе уровня занятости и доходов сельского населения считаем необходимым:

- рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих снижение ставки подоходного налога с индивидуальных предпринимателей и ставки налога на прибыль с юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих несельскохозяйственную деятельность в сельской местности;

- освободить от таможенных пошлин изделия художественных промыслов и ремесел, произведенные в сельской местности, а также продукцию заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого;

- освободить от ввозных пошлин технику и оборудование, закупленные производителями за рубежом для осуществления ремесленническо-промысловой деятельности в сельской местности и деятельности по заготовке и переработке дикорастущих плодов, ягод, лекарственных трав.

Это позволит повысить уровень занятости и доходов сельского населения, расширить источники их формирования, сократить избыточную рабочую силу в сельскохозяйственных организациях и повысить заработную плату востребованных работников за счет высвобождаемого персонала.


Возврат к списку