Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
Современные методы информационной работы профсоюзов

9 и 10 февраля активисты Профсоюза приняли участие в семинаре-тренинге «Современные методы информационной работы профсоюзов».

Участие в семинаре приняли более 50 профсоюзных кадров из разных районов Архангельской области. Лектором выступил Андрей Владимирович Глазырин, член Санкт-Петербургского психологического общества, директор «Института экономики знаний» (г. Санкт-Петербург), внештатный преподаватель зонального учебно-методического учебного центра профсоюзов.

А.В.Глазырин приезжает в Архангельскую область уже в третий раз и, по его мнению, члены профсоюзов - одни из лучших слушателей. «Профсоюзная аудитория всегда доброжелательна, — отмечает он, — очень активно откликается, и мне нравится, что все, что мы разбираем на семинарах, они сразу примеряют на себя и пробуют на практике». В течение двух дней участники семинара прослушали лекции о современном информационном пространстве, узнали об основных методах информационного обеспечения и особенностях связей с общественностью, о создании положительного имиджа профсоюзной организации.

Предоставляем основные тезисы выступления А.В.Глазырина.

«Человеческий капитал»

Сейчас профсоюзные организации используют разные методы информационной работы: профсоюзные уголки, раздаточные материалы, газеты, сайты. Но для того, чтобы более полно разобраться в теме семинара, мы должны поговорить об основных понятиях, которые неразрывно связаны с информационной работой и определяют ее сущность.

Сейчас наша страна находится в состоянии модернизации, в процессе перехода от индустриального общества к постиндустриальному, где преобладает инновационная экономика. Инновационная экономика (экономика знаний) — тип экономики, где основной движущей силой являются знания, сосредоточенные в человеческом капитале и информационном поле вокруг него. Для того, чтобы куда-то двигаться, необходимы знания.

Появляется другое важное словосочетание, которое в нашей стране возникло около 12 лет назад, которое для любой организации (в том числе и для профсоюзной) имеет большое значение — человеческий капитал. То есть, по сути, любой работодатель платит именно за человеческий капитал, который состоит из знаний умений, навыков. Любая балансовая стоимость человеческого капитала зависит от трех составляющих — это образование, здоровье и мобильность (информационная, географическая, межпрофессиональная). Последний пункт характерен для профсоюзных активистов: у таких людей есть основная профессия и общественная деятельность в профсоюзах.

Постиндустриальное общество выглядит следующим образом: в основе лежит человеческий капитал, а вокруг — информационное поле. Для того, чтобы человеческий капитал не терял своей балансовой стоимости, а наоборот рос, он должен находиться в постоянно меняющемся информационном поле. Так, например, в японских крупных корпорациях существует правило: если специалист в течение шести месяцев не проходил повышение квалификации, на него накладывают штраф. Это необходимо делать, потому что есть вероятность, что за эти полгода специалист начнет отставать от технологий и инноваций. По последним данным, наш информационный мир обновляется каждые 8 часов. То есть каждые 8 часов появляется информация, которая может корректировать работу любого человека.

Работодатель тоже возвращается к человеческому капиталу, ведь он может купить любое высокотехнологичное и дорогостоящее оборудование. Но к этому оборудованию должен быть приставлен специалист. Важно, чтобы за технологическим обновлением шло обновление человеческого капитала. Таким образом, мы можем сделать вывод: если мы хотим, чтобы организация развивалась, чтобы люди, находясь в ней, развивали свой человеческий капитал, чтобы они понимали, что в профсоюзе быть выгодно, мы должны управлять информационным полем.

Управление информационным полем

Для того, чтобы понять, каким образом информационным полем можно управлять, нужно разобраться с самим термином. Информация — это сведения или данные, специальным образом закодированные, которые можно передать другому человеку. Чтобы информацию передать кому-то, необходимо использовать кодировку. В качестве кодировки мы можем применять речь, движения, звуки, рисунки и многое другое.

Главный нюанс — должен совпадать шифр. Чем точнее кодировка, тем больше шансов, что информация будет получена человеком и правильно им истолкована. Необходимо выстроить также обратную связь — только тогда процесс коммуникации будет полноценен. То есть профсоюзным лидерам важно говорить на одном языке с работниками. Ведь все конфликты возникают либо от недостатка информации, либо от ее переизбытка.

Современная коммуникативная система квалифицируется по этим способам обмена информации. Неслучайно некоторые средства информации называются средствами массовой коммуникации (СМК). Так, СМИ (газеты, радио, телевидение) выстраивают только одну линию – они передают информацию. В то время как СМК (интернет, телефон, соцсети) – не только передают информацию, но и выстраивают обратную связь, то есть происходит обмен информацией.

Информационное обеспечение профсоюзных организаций

Что же такое информационное обеспечение? Это деятельность по обеспечению коммуникацией субъекта со своей общественностью. Отмечу, что главная цель всей информационной деятельности — изменение общественного мнения в отношении самой организации, ее партнеров и ее оппонентов. Так, прежде чем напечатать листовку необходимо задаться вопросами: «Для чего я это делаю? В какую сторону я хочу изменить общественное мнение?» Однако если вы получаете от кого угодно какое-то сообщение, то необходимо в первую очередь понять, какую цель оно преследует. Не выяснив цели сообщения, пользоваться информацией опасно!

Любая информационная работа проводится с помощью определенных методов информационной деятельности: связи с общественностью (PR), реклама, пропаганда.

Так, связи с общественностью ставят своей целью достижение социального партнерства через диалог. Цель достигается с помощью информационной открытости, получаемой посредствам акций (новости, интервью). Как правило, результат такой деятельности — диалог, партнерство с учетом общественно-значимых интересов всех заинтересованных сторон. Это медленно развивающиеся процессы. То есть, понадобится существенное время, чтобы у аудитории сформировалось определенное общественное мнение и сложилась репутация вашей организации.

В то же время такой метод, как «реклама», ставит целью стимулировать и продвигать социальные услуги профсоюзов или самой профсоюзной организации. Для этого используют конкретные, финансируемые и оплаченные мероприятия (согласно ФЗ «О рекламе»). И главный результат рекламы — расширение потребительского рынка и социальных услуг, оказываемых профсоюзными организациями. Чаще всего для рекламы используются буклеты, листовки, брошюры.

Существует также метод «пропаганда», который, к сожалению, сейчас вышел на первое место среди методов работы. Сам термин появился в XVI веке и расшифровывается следующим образом: «подлежащая распространению вера». Цель пропаганды — увеличение численности членов организации. Ее отличает навязчивое информационное воздействие, подразумевающее утаивание ряда фактов и дезинформацию. Как итог пропаганды — увеличение числа сторонников (на определенный срок), изменение общественного мнения об оппонентах.

Для того, чтобы профсоюзам избрать правильный метод работы, а также выстроить обратную связь, связанную с проводимой информационной работой, используют различные исследования.

Отзывы участников

Ирина Андреевна Кузнецова, председатель ППО «Архангельскхлеб»:

— Семинар мне очень понравился. Все очень интересно и познавательно. Так как семинар проходил в форме общения, я всю информацию очень легко восприняла. Бывают семинары, что засыпаешь, а тут хочется и слушать, и участвовать. По крайней мере, для себя я узнала очень много нового, и надеюсь, что в будущем смогу применить все на практике.

Наталья Александровна Ильина, представитель ППО ОАО «Молоко»:

— Давно не получала такого удовольствия от семинаров! Я много слышала о нашем лекторе — Андрее Глазырине, но до конца не верила, что будет настолько интересно и увлекательно. На самом же деле от начала и до конца семинар прошел на одном дыхании. Никогда бы не подумала, что такую тему как «методы информационной работы», можно преподнести так интересно. Мне кажется, что вся информация, полученная на семинаре, будет полезна с точки зрения практики.

Наталья Александровна Худякова, директор СПК «Холмогорский племзавод», представитель Профсоюза в Холмогорском районе:

— На семинаре лично для меня были разъяснены моменты, которые я раньше видела, но не понимала. Это связано как со взаимодействием со СМИ, так и с тем, как нужно выстраивать свою информационную работу. Этот семинар стал для нас двигателем, ведь очень важно развиваться как в своей профессиональной деятельности, так и в общественной.

Информация Архангельской областной
организации Профсоюза

Дата публикации: 26 февраля 2017 г.