Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
Комплексное развитие Российского Севера – гарантия достойной жизни северян

Именно так была сформулирована четвертая по счету Резолюция X Съезда ФНПР. Ее проект обсуждался 19 мая, на последнем перед Съездом ФНПР заседание постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по защите прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Заседание прошло бурно, так как на комиссии, в том числе, формулировали поправки в «северную» Резолюцию X Съезда ФНПР. Главный дискуссионный вопрос — о действиях профсоюзов в связи с изменением пенсионного законодательства.

В прежний (до 21 мая 2019 года) состав комиссии Генсовета «по Северам» входили три представителя от профсоюзов Архангельской области: председатель ФПАО Алла Сафонова, председатель Архангельская областной организации Профсоюза работников АПК РФ Александр Тимофеев и председатель первичной профсоюзной организации АО ПО «Севмаш» Андрей Гичко. Андрею Гичко также была предоставлена возможность выступить перед делегатами с трибуны X Съезда ФНПР во время обсуждения и принятия данной Резолюции.

Александр Корчагин, председатель Нефтегазстройпрофсоюза России и председатель постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по защите прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выступая на трибуне X Съезда, отметил, что он выражает мнение не только членов отраслевого профсоюза, более 40% из которых работают на Севере, но и мнение членов постоянной комиссии Генсовета. «Этот пятилетний период, — сказал он, — мы активно работали над сохранением уровня социальных гарантий и компенсаций северянам, которые были установлены еще советскими нормативными актами. Нам удалось отстоять, в том числе, вопросы регулирования вахтового метода организации работ, режим труда и отдыха, оплаты труда, льгот и компенсаций вахтовикам. Вместе с тем мы понимаем, что инкорпорация советских актов в действующее законодательство неотвратима. Наша задача – не допустить снижения уровня уже установленных гарантий для северян.

Одной из основных проблем предыдущего периода стала практика работодателей по включению в минимальную заработную плату районного коэффициента и процентной надбавки. Только объединив наши усилия, мы смогли добиться положительного решения Конституционного Суда по данному вопросу. Кроме того, положено начало консультациям по принятию базовых нормативных документов по развитию Арктики. Тема актуальная, но излишне популяризирована. Важно не только ставить цели и задачи – необходимы реальные шаги и действия по их достижению. В чем мы видим свои задачи? В первую очередь, это улучшение условий труда работающих и повышение качества жизни всего населения, проживающего в северных регионах. Без этого невозможна реализация масштабных, конкурентоспособных проектов привлечения инвестиций и квалифицированных кадров. Однако попытки государства по регулированию экономической и социальной сфер на Севере не изменили критического состояния транспортной, промышленной и социальной инфраструктуры. И никак не повлияли на отток населения с Севера. Данные переписи населения свидетельствуют, что при росте численности населения в России в последние годы, на Севере происходит его уменьшение.

Основные проблемы, которые мы видим. Первая: отсутствие квалифицированных трудовых ресурсов для освоения Севера. Одной из актуальных проблем является привлечение на Север молодых специалистов. В 60-70 годы прошлого века северные территории заселялись преимущественно молодежью, а старшее поколение выезжало в регионы с благоприятным климатом. И это была правильная политика, которая государством не толок пропагандировалась, но и поощрялась. Как следствие, большая часть населения, проживающего на севере, была трудоспособного возраста. Сегодня ситуация обратная: в северных регионах нагрузка преимущественно растет за счет лиц старшего возраста. Работники в силу невысоких доходов не могут приобрести жилья, и остаются жить на Севере за пределами трудоспособного возраста, тем самым еще более увеличивая нагрузку на социальную инфраструктуру. Наши предложения: необходимы дополнительные экономические и социальные стимулы привлечения и закрепления молодых кадров в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.

Второй вопрос — пенсионная реформа. В нашей стране она перманентно идет уже два десятка лет. И этот вопрос красной линией проходит через все Съезды ФНПР. Профсоюзы последовательно отстаивали позицию о нецелесообразности повышения пенсионного возраста. Однако в 2018 году такое решение, правда, со смягчающими поправками, было принято. При этом Президент страны отчасти поддержал нашу позицию. По инициативе северной комиссии ФНПР в ноябре прошлого года было подготовлено Обращение Генерального Совета ФНПР к Правительству РФ, депутатам Госдумы с предложением выступить с законодательной инициативой по исключению северян из перечня категорий граждан, в отношении которых предусмотрено повышение пенсионного возраста. Мы собрали уже более 120 тысяч подписей в поддержку этой инициативы. 1 Мая, в день солидарности всех трудящихся, для нас это был один из ключевых лозунгов. Мы обращаемся к Съезду с необходимостью выполнения данного решения.

И на самом деле, северная комиссия Генсовета вчера констатировала, что подписей уже больше – более двухсот тысяч, есть подписи по Дальнему Востоку, по западной части Севера Российской Федерации. И мы приняли решение эти подписи объединить.

Я напомню, что согласно научно-исследовательским работам, на Севере истощение организма происходит раньше на 7-10 лет, наступает преждевременное старение. Так, в 2016 году самая низкая продолжительность жизни была в Чукотском автономном округе и составила у мужчин 60 лет при 66 в среднем по России. Если сравнить продолжительность жизни населения в других странах, где есть северные территории, то, например, в Канаде и Норвегии в 2015 году она составила 82 года, в Дании 80 лет, в Финляндии — 81 год. Я думаю, комментарии здесь излишни. Предложение: исключить из перечня категорий граждан, в отношении которых предусмотрено повышение пенсионного возраста, граждан, работающих и проживающих на Севере. Уверен, что Съезд это предложение поддерживает.

Третий аспект — заработная плата. Особый порядок формирования заработной платы работников Севера является важнейшим инструментом обеспечения достойного уровня их жизни. Однако, несмотря на решение Конституционного Суда, сближение средних заработных плат северных регионов и средней общероссийской заработной платы налицо. Таким образом нивелируется основной фактор привлекательности работы и жизни на Севере. Зачастую это объясняется тем, что недобросовестные работодатели занижают тарифную, окладную часть заработной платы, при этом манипулируя стимулирующими выплатами, доводя ее до среднего уровня по стране. Мы все понимаем, что из сегодняшней заработной платы возникает завтрашняя необеспеченная старость. Это касается не только работников северных территорий. И мы снова идем по замкнутому кругу: низкая заработная плата — маленькие пенсии — низкий покупательный спрос — отсутствие развития экономики.

Четвертый аспект: отсутствие государственной политики в области развития северных территорий. В Российской Федерации отсутствуют программы устойчивого развития всех северных территорий. Есть только программы по развитию Арктической зоны. И здесь я хотел бы обратиться к опыту тех стран, у которых есть северные территории и которые проводят сбалансированную эффективную политику, привлекая население своих стран для работы в этих экономических зонах. Так, в Канаде развитием северных территорий занимается специально созданное агентство, которые разрабатывает экономические программы. Кроме того, для устранения различий наиболее слаборазвитым территориям выделяются дополнительные ресурсы в виде трансфертов. При этом их размер в расчете на одного жителя северных территорий более, чем в десять раз превышает средние значения по Канаде.

Аналогичная ситуация в Норвегии. Основы финансирования северных территорий заложены в государственной стратегии реализации политики устойчивого развития северных регионов Норвегии на 2011–2030 годы. Для бизнеса установлены налоговые льготы, нулевые взносы в Фонд социального страхования, низкий налог на потребление электроэнергии. Для населения — более низкие ставки по подоходному налогу.

Наше предложение: необходимо разработать комплексную программу по развитию северных районов, создать отдельный федеральный орган, ответственный за выработку государственной политики на Севере. В силу ряда причин, северные и арктические территории нашей страны характеризуются более низкими темпами социально-экономического развития. В представленной Резолюции мы постарались предложить возможные пути минимизации дискомфорта от работы и проживания на Севере. Прошу поддержать включение Резолюции в программные документы X Съезда ФНПР. Также хотел бы добавить от северной комиссии Генсовета ФНПР, что вчера мы внесли редакционные правки в эту Резолюцию, чтобы усилить формулировки. Уверен, что Съезд поддержит нашу резолюцию и мы совместно сможем ее реализовать».

По материалам газеты «Поморское вече»

Дата публикации: 16 июня 2019 г.