Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
Земли настоящий хозяин. К 99-летию В.Я.Горина

Нет, не посланник с небес,
А издревле наш крестьянин
На своём горбу тащил крест:
«Напои, накорми, селянин».

Не привыкли они к похвале,
Их, героев, страна не знает,
Званья выше нет на селе, чем
«Земли настоящий хозяин!»

Кто родною землёю рождён
В дни войны её спас солдатом,
Тот для счастья жить обречён,
С народом, душой что богатый.

В землю предков корнями врос,
Её с кровью и с потом смешали.
Соль, невыплаканная от слёз,
Душу грызла, как ржа металлы.

Сердце ныло обидою горькой
За родных - так хотелось жить,
Чтоб в радость работать только,
Для спокойствия и для души.

Много светлых Горинских дум
За полсотни Бессоновских лет.
Раздарил здесь всем веру и ум.
Здесь трудов землепашца след.

Здесь он стал головой седой
И не прятал натруженных рук.
Здесь не раз золотой звездой
Был отмечен заслуженно труд.

Вспоминал, и войну, и павших,
И однажды, как в рукопашной,
Журавлём над пашней поднявшись,
Сам, вдогонку за стаей уставшей.

Январь 2021 года Виктор Дроздов, белгородский поэт

Американский фермер Джон Кристайн при посещении колхоза имени Фрунзе Белгородского района сказал: «Для меня идеал – мистер Горин из Белгородской области. Моя мечта – так же организовать хозяйство, как у Горина. Я видел тучные хлеба, великолепную кукурузу, чистые поля, прекрасный свиноводческий комплекс, хорошо отстроенные сёла и уверенных в своём деле людей».

Василия Яковлевича Горина избрали председателем колхоза 3 февраля 1959 года. О тогдашнем плачевном состоянии хозяйства можно судить по экономическим показателям. Зерновых получали по 11–14 центнеров с гектара, сахарной свёклы – 100 центнеров, от коровы надаивали всего 1 500 килограммов молока, от курицы получали семь яиц в год.

Уж какие слова сумел подобрать в ту судьбоносную ночь, выборы председателя в Бессоновке затянулись до глубокой ночи, сельский фельдшер, чтобы убедить крестьян отдать ему бразды правления, неизвестно. Но рассказывают такой факт. Когда большинство всё-таки проголосовало за, колхозники радостно загудели. Председатель же оборвал весёлый настрой такими словами: «Зря, мужики, аплодируете. Прямо с завтрашнего, точнее, с сегодняшнего дня начинаю борьбу с пьянством и воровством. Пощады не будет никому».

И по сей день учёт и контроль – главные составляющие экономических успехов этого хозяйства. Нелегко далось перевоспитание народа, поначалу даже приходилось вместе с супругой Еленой Павловной брать ружья и караулить ночами коллективное добро. Это позднее уже сами колхозники стали укорять проворовавшихся: ты крадёшь не у колхоза, а у нас, у себя...

И через три года колхоз имени Фрунзе завоевал в тогдашнем Микояновском (сегодня Белгородском) районе пять переходящих Красных знамён из семи. Заработанные деньги вкладывали в создание материально-технической базы: строили коровники, свинарники, оснащали их современным в ту пору оборудованием. Фрунзенцы первыми в области перешли от ручной дойки коров на машинную.

Как известно, при советской власти колхозники долгое время работали за трудодни. Председателю же полагалась зарплата. Обострённое чувство справедливости заставило Горина отказаться от живых денег.

«Товарищи! Я отказываюсь от зарплаты. Деньги мы должны получать все вместе, – ввёл в ступор участников колхозного собрания своим заявлением председатель. – И я обещаю, что скоро так и будет».

Так и стало. Через три года в колхозе имени Фрунзе все стали получать деньги. В 1961 году одними из первых в области фрунзенцы перешли на хозрасчёт.

Когда в области стали внедрять специализацию хозяйств, то Бессоновцы выбрали мясное направление. Это вовсе не значит, что всё другое колхоз ликвидировал. Василию Яковлевичу каким-то образом удалось так наладить жизнь в хозяйстве, что попади оно в полную изоляцию от внешнего мира, то, пожалуй, жители Бессоновки ни в чём бы нужды не знали. Как в доме у хорошего хозяина – там есть всё своё, по крайней мере, самое необходимое.

В лихое время, когда наши колхозы стали рушиться или реформироваться в АО, ЗАО и т. п., фрунзенцы не согласились на перестройку хозяйства. Люди рассуждали так: у нас хорошая зарплата, работа в две смены, оплачиваемый отпуск, выходные, льготы, так зачем нам от добра добра искать? Действительно, в те годы, когда всю страну трясло в перестроечных конвульсиях, в колхозе имени Фрунзе колхозники, пенсионеры, работники социальной сферы покупали продукты по льготным ценам. Самым необходимым: мукой, маслом, крупами, мясом, сахаром и даже товарами повседневного спроса – Бессоновцы были обеспечены даже во времена тотального дефицита.

Детвора «за гроши» содержалась в детском саду, школьников два раза в день кормили бесплатно. В посевную и уборочную колхозники не платили за трёхразовое питание.

«Мы не растерялись во время всеобщего разброда, хотя были сложные моменты. Казалось, вот-вот наш колхоз развалится, – вспоминал в 1998 году Василий Яковлевич. – Журналы, центральные газеты писали, что колхозы – это вчерашний день, а Горина давно надо было расстрелять. Но я вот живу по сей день и работаю. Когда началась вся эта неразбериха, я предложил созвать общее собрание, чтобы посоветоваться, как быть дальше: колхоз оставим или же будем фермерами? Выделяться никто не захотел, хотя правление обещало помощь. Все единодушно проголосовали за то, чтобы не менять прежнее название. Пенсионеры внесли предложение ужесточить трудовую дисциплину, чтобы она стала железной. Только на этой дисциплине мы и выжили».

От решения колхозников зависело не всё. Было ещё давление из столицы. Раз десять Горина вызывал на ковёр тогдашний представитель президента в Белгородской области Николай Меленьтьев. Разговор был примерно таким:

Вопрос: – Вы когда ликвидировать колхоз будете?

Ответ: – Я его не создавал…

Вопрос: – Когда принесёте документы?

Ответ: – Мы провели во всех сёлах сходы граждан: все за то, чтобы колхоз оставался.

Вопрос: – Умеешь ты людей одурачивать. Когда документы будут здесь?

Такой прессинг может выдержать только человек-кремень. О Горина зубы обломали.

«Мы тогда поняли одно: надо удержать производство, сохранить скот. Надо лучше работать, чтобы остаться на плаву. Этот период у меня, наверное, на десять лет здоровья отобрал», – горестно говорил Василий Яковлевич.

Василий Яковлевич Горин с болью в душе удивлялся: как стало возможным благополучную страну, в мирное время, под лозунгами демократизации и строительства правового государства довести до развала, а народ до обнищания?

Коллективный труд, по мнению председателя, наиболее приемлем для селян при любом строе.

«Почему это общественное хозяйство не сможет накормить страну? Надо только, чтобы крестьянин почувствовал себя хозяином на земле, чтобы он полностью распоряжался плодами своего труда. Вот говорят, что спасут от голода подсобные хозяйства, фермеры. Давайте поглядим, – предложил Василий Яковлевич. – Перед всеми этими реформами в наших сёлах было всего 117 личных коров. И я радовался уменьшению их количества. Почему? Человеку, который держит много скота, некогда бывает отдохнуть. Он на работу приходит уже уставшим. На бегу перехватит кусок хлеба с салом… В обед надо снова домой бежать кормить скот. Своё хозяйство отнимает очень много сил. То глина требуется, то кирпич, то корма. Что можно, то прихватывает – домой».

У Василия Горина как-то спросили, что помогло создать такое крепкое хозяйство.

«Мы разработали систему управления, организации и оплаты труда, – ответил бессменный председатель. – Это заставило рядовых колхозников и специалистов относиться к делу заинтересованно, укрепило дисциплину. Если бы эту систему внедрили у себя слабые хозяйства, они сумели бы выкарабкаться».

Как в течение трёх-четырёх лет выкарабкаться российскому сельскому хозяйству и кормить свою страну без оглядки на заграничных фермеров, Василий Горин изложил в своём письме Владимиру Путину, который тогда занимал пост председателя правительства РФ:

«Для этого следует на основе исследований научных учреждений Российской академии сельскохозяйственных наук с участием специалистов разработать программу восстановления и развития агропромышленного производства, выработать новый механизм экономических отношений сельского хозяйства со сферой его обслуживания, прекратить разукрупнение и реорганизацию предприятий АПК, коренным образом изменить кредитно-финансовую политику и бюджетное выделение средств».

Как отреагировало правительство всем известно.

Вот какую характеристику положения дел в сельском хозяйстве отразил в своем выступлении на Всероссийском собрании крестьян в г.Москве 5 апреля 1995 года председатель Белгородской областной организации Профсоюза работников АПК РФ Николай Нестерович Чуприна:

- Правительство не слышит крик крестьянской души. Начало сева, а нас опять кормят обещаниями, причем с высоких трибун нахально убеждали и убеждают, что в нынешних бедах селян виноваты чуть ли не они сами, что по сути весь народ в ответе за все, но только не «родное» Правительство.

Да, действительно в области пока есть удачные примеры выживания коллективных хозяйств в нынешнем экономическом хаосе. Немало еще трудовых коллективов, возглавляемых такими опытными руководителями, как известный всей России В.Я.Горин – председатель колхоза им.Фрунзе, Дважды Герой Социалистического Труда, и другие, что изо всех сил пытаются сдержать спад производства, не отдают свои хозяйства на растерзание горе-реформаторов, за что их шельмуют в прессе и этим потчуют обывателя прихвостни нынешних правителей.

А если брать по большому счету, то Белгородская область с ее развитым агропромышленным комплексом в результате экономического и политического бандитизма верхов и анархии в управлении на местах потеряла на целые десятилетия завоеванные позиции. Теперь ясно, в угоду чьих интересов нас свели на рыночную тропу и с нашего порой молчаливого согласия довели до экономического и социального беспредела.

В области многое делается: стоится жилье, ведется газификация, усиленно идет подготовка к весне.

Сомнений нет, что выкрутимся и посеем, но какой ценой это будет сделано? Ведь отдадим весь урожай по фиксированным ценам, а с чем останемся?

Люди теряют веру. Вся жизнь, все идеалы пошли на слом. Все то, что завоевано нашими отцами и дедами, оплачено их жизнями, теперь отдано на откуп ворам, спекулянтам и преступникам.

Каждому здравомыслящему человеку уже ясно, что доверять нынешнему режиму нельзя.

Сегодня колхоз имени Фрунзе окружают крупные сельскохозяйственные комплексы, зерновые компании, холдинги, но хозяйство вовсе не выглядит бледно на их фоне. Бессоновцы и в наши дни не сдают лидерских позиций.

Так в чём же феномен Горина? Как ему удалось вписать колхоз в рыночную экономику, совместить гонку за прибылями с советским укладом? Думаю, на этот вопрос когда-то дадут квалифицированный ответ учёные-аграрии, историки, управленцы. Сегодня же можно сделать вывод, лежащий на поверхности: прославленный председатель всю жизнь движется вперёд, ищет новые источники повышения эффективности производства. Но главное даже не в этом.

Золотые слова дважды Героя Социалистического Труда, кавалера орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней Василия Яковлевича Горина:

«Если наш корабль начнёт давать крен в одну или другую сторону, поверьте мне, мы не поднимемся, мы не вырулим. Нельзя падать! Мы должны очень напряжённо работать. Если мы будем хорошо работать, то что бы ни случилось с государством, пусть ни одного колхоза не останется, мы будем жить. И жить по-человечески».

«Колхозник должен отдохнуть, посмотреть телевизор, почитать книгу, сходить в Дом культуры. А молоко и мясо можно купить в колхозном магазине».

«Фермеру не позавидуешь. У нас семичасовой рабочий день, два выходных дня, платный отпуск, путёвки даём, больничные листы оплачиваем. А фермер что видит? Допустим, он держит сорок коров. Так он от них никуда ни отойти, ни отъехать не может. Заболеет – где ему замену брать? Я много думал и теперь твёрдо убеждён, что для сельских людей лучше иметь коллективную организацию труда. Они этим застрахованы».

«У каждого времени есть свои плюсы. Нельзя сказать, что рыночная экономика – это плохо. Мы чувствуем себя при ней куда свободнее: что хотим, то сеем, что хотим, то и покупаем, никаких команд никто не подаёт и не подгоняет. Мы сами должны хорошо работать, чтобы иметь средства на достойную жизнь».

«Основной вопрос – об оценке системы управления в прошлом. Те, кто негативно относится к опыту прошлого, или явно заблуждаются, или лукавят. Результаты ломки системы управления сегодня привели к самым отрицательным последствиям».

«Нужны новейшие технологии. Урожаи озимой пшеницы в 50 центнеров нас уже нисколько не устраивают, мы ведь научились и в плохие годы получать приличный урожай. Обязательно надо заниматься сортообновлением таких культур, как пшеница и горох. Нужно внимание сое: без неё мы пропадём. Нужны более урожайные сорта ячменя. И, конечно, кукурузой надо всерьёз заниматься. Снизить затраты и увеличить производительность труда помогает селекционная работа. Именно таким образом можно получить возможность стать конкурентоспособными».

Не хлебом единым живут колхозники. Кроме забот о материальном благосостоянии, у человека есть духовные запросы и потребности, ему хочется песен. Так что лозунг легендарного председателя В.Я.Горина остаётся здесь неизменным. Василий Яковлевич говорил: «Колхоз для того и существует, чтобы людям в нём жилось лучше и лучше».

Василий Яковлевич сам коренной житель села Бессоновка, с детских лет познал труд селянина, всегда добивался того, чтобы труженики колхоза и все его земляки жили в достойных условия не хуже, а во многих вопросах лучше, чем городские жители. Он верил в людей, и они ему платили тем же. Он всегда говорил: «Наши труженики – это золотой запас колхоза».

В.Я.Горин уделял первоочередное внимание развитию профсоюзной организации в колхозе, улучшению условий труда работников, росту их благосостояния, и в целом повышению качества жизни селян. Колхоз всегда считался превосходным примером социально-ориентированного бизнеса, отличался заботой о своих работниках, пенсионерах, семьях с детьми, обеспечивал максимально комфортные условия для всестороннего развития подрастающего поколения.

В свое время будучи Губернатором Белгородской области Е.С.Савченко говорил: «Василий Яковлевич всю жизнь проработал ради людей, за этими словами - бесконечные дни от рассвета до заката и бессонные ночи, выстраданные решения и воплощённые в жизнь смелые проекты, постоянное попечение о судьбах земляков. Стать примером для всей аграрной России, воспитать в едином счастливом труде не одно поколение фрунзенцев, вырастить плеяду блестящих руководителей – вот как работал В.Я.Горин».

Люди гордились этим и всегда стремились быть достойными этой оценки. Экономические показатели деятельности хозяйства красноречиво об этом говорят.

Время в очередной раз убеждает нас в правоте патриарха земли Белгородской, дважды Героя Социалистического труда В.Я. Горина в том, что «ничего нет важнее для развития трудового коллектива, чем его единство и сплоченность, доверие и взаимопонимание между руководителем и профкомом».

В настоящее время СПК «Колхоз имени Горина» возглавляет Владимир Васильевич Товстяк профессор, доктор физико-математических наук. Главным вопросом для себя и правления колхоза он поставил задачу продолжить славные традиции Василия Яковлевича, следовать его наставлениям и принципам работы с людьми. Хозяйство стабильно работает, виден экономический рост, в составе колхоза успешно функционирует перерабатывающее предприятие – мясокомбинат «Бессоновский», то самое звено, которое замкнуло производственный цикл. Для реализации продукции колхоза имени Горина на региональном и российском рынке с 2013 года создан и успешно работает «Торговый Дом «Горин Продукт».

В хозяйстве пятидневная рабочая неделя и семичасовой трудовой день, оплачиваемые отпуск и больничные листы. На фермах организован труд в две смены, что позволяет работникам иметь время для отдыха и возможность для самосовершенствования.

Сергей Александрович Счастливенко, председатель профсоюзного комитета образно рассказывает о работе доярок в колхозе раньше. Женщины трудились много. Нужно было три раза в день доить свою группу коров, управляться с домашним хозяйством. Вся жизнь доярки проходила в работе, ей было некогда думать о чём-то возвышенном. «Сегодня в колхозе доярок нет, – с гордостью сказал профсоюзный лидер, – на фермах – операторы машинного доения и, как было отмечено выше, они трудятся в две смены».

За последнюю пятилетку в хозяйстве изменилось отношение к рабочим местам – на свино- и молочно-товарной фермах построены бытовые комнаты, раздевалки, душевые, современные столовые. В колхозе возведен технический центр для круглогодичного обслуживания автотранспорта колхоза.

Конечно, в современных условия развития рыночной экономики, угрозы распространения коронавирусной инфекции, иногда приходится сталкиваться с определенными трудностями. Они, наверное, характерны для всей страны. Но в хозяйстве продолжают работать по принципам легендарного председателя. Достойная зарплата, достойные условия жизни. За последние годы преобразился центр главной усадьбы хозяйства села Бессоновка, Бессоновского и Щетиновского поселений, открыта прекрасная база отдыха с водоемом для рыбной ловли и проведения пикников, работают спортивные комплексы.

– Мы выполняем то, о чём мечтал Василий Яковлевич Горин: чтобы люди в селе жили с удобствами, их жизни завидовали горожане, – продолжает Сергей Александрович. – Вся работа профсоюзного комитета проводится в тесном взаимодействии с правлением колхоза. У нас есть, где проводить спортивные и культурные мероприятия – в Доме молодёжи, ФОКе «Звёздный» созданы прекрасные условия для отдыха и занятий спортом. Молодые люди, люди старшего поколения, дети могут выбрать себе занятие по душе.

Трудовой коллектив СПК «Колхоз имени Горина» прошел сложные испытания новой российской действительности, сумев сохранить все преимущества коллективного хозяйства.

Уникальный опыт работы хозяйства и сегодня доказывает, что социально-ориентированная модель предприятия эффективна и жизнеспособна и дает мотивацию на его дальнейшее успешное развитие.

В.В.Маматова,
специалист по информационной работе
Белгородской областной организации Профсоюза
Дата публикации: 2 февраля 2021 г.