Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
О повышении МРОТ в Республике Коми

В связи с повышением МРОТ с 1 января 2018 года 90% предприятий агропромышленного комплекса Республики Коми находятся в критическом состоянии. В целях решения вопроса принято решение провести заседание Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства и потребительского рынка Республики с приглашением руководителей предприятий, которое состоялось 28 марта 2018 года.

На повестку дня был вынесен вопрос «О проблемах, возникших у субъектов малого и среднего бизнеса, расположенных в северных регионах и приравненных к ним местностях, при обеспечении установленного уровня оплаты труда и выработке предложений в связи с необходимостью повышения МРОТ».

Принято решение о постановке перед депутатами Государственной Думы Российской Федерации, представителями Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ на встрече, которая состоится в г.Сыктывкаре 30 марта 2018 г., следующих вопросов:

1. Доходы республиканского бюджета Республики Коми распределять между федеральным центром и регионом в соотношении 50%:50%.

2. Районные и северные коэффициенты должны компенсироваться из бюджета Российской Федерации.


30 марта 2018 года в Государственном Совете Республики Коми состоялась встреча с депутатами Государственной Думы Российской Федерации, членами Совета Федерации РФ, представителями Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ в связи с проблемами, связанными с увеличением МРОТ в отраслях экономики Республики Коми.

В связи с увеличением минимального размера оплаты труда значительная часть сельхозпредприятий Республики Коми будет поставлена в трудное экономическое положение. Особенно это касается оленеводства и организаций молочного животноводства – основной отрасли сельского хозяйства Республики Коми.

Исполнение данного требования приведет к ухудшению финансового состояния предприятий АПК. Следует учитывать, что треть предприятий уже являются убыточными, средняя рентабельность вместе с субсидиями составляет всего 5%.

Повышение заработной платы приведет к увеличению себестоимости производства. В этом случае в зону убытка попадет еще треть предприятий, т.е. в совокупности убыточными будут свыше 60% предприятий отрасли. В их число попадут и более крупные производители. Оставшиеся 40% предприятий будут иметь рентабельность производства на уровне 2-3%, т.е. не смогут осуществлять расширенное воспроизводство.

Расчеты показывают, что дополнительная потребность для достижения планируемого минимального размера оплаты труда в сельскохозяйственных организациях Республики составляет порядка 183 млн рублей (в том числе фонд оплаты труда 138 млн рублей, страховые взносы – 45 млн рублей). Но у предприятий нет источников для покрытия этой потребности.

Система северных надбавок была введена еще в советское время как мера стимулирования притока населения на север для освоения его богатств. Да, здесь есть уголь, нефть, газ, золото, редкоземельные металлы и множество других природных ресурсов, позволяющих получать природную ренту, которая служила источником выплат северных надбавок. Поскольку в советской практике все рентные отчисления шли в федеральный центр, то он и возмещал северные надбавки. Однако в 90-х годах ситуация изменилась. Федеральное правительство переложило эту обязанность на плечи регионов. В частности, в сельском хозяйстве эта выплата осуществляется не напрямую, а косвенным путем через систему надбавок за продукцию. Так, чтобы обеспечить конкурентоспособность нашей продукции, приходится предоставлять субсидии на 1 кг молока за счет средств республиканского бюджета почти в 8 раз больше, чем в Кировской области.

В настоящее время в сельхозорганизациях фонд оплаты труда с отчислениями к выручке составляет около 60-70%. Из них доля северных надбавок вместе с отчислениями - 35-40%. Для предприятий это тяжкий груз, привнесенный извне, значительно снижающий их конкурентную способность. Без субсидий их деятельность убыточна, уровень убыточности по отрасли составляет 23%.

Сегодня за счет бюджетной поддержки идет освоение каждым желающим одного гектара сельскохозяйственных угодий на Дальнем Востоке. Одновременно существующая экономическая политика способствует запустению сотен тысяч гектаров уже освоенных сельхозугодий на территории Европейского Севера. Надо отметить, что с 90-х годов объемы производства молока в Республике Коми сократились в 4 раза. В разы уменьшились объемы производства мяса, сократилась численность сельского населения, а вместе с ней и этническая мозаика. За счет существенных инвестиционных вложений из республиканского бюджета удалось переломить эту тенденцию (примерно с 2013 года). Начался рост производства молока товарными и фермерскими хозяйствами. Но надо учесть, что рост происходил при наличии материально-технической базы, оставшейся с советских времен, наличии трудовых и земельных ресурсов. Теперь такой подушки безопасности нет.

Поспешное введение законодательного акта может привести к необратимому процессу свертывания производства на Европейском Севере России. Приведет к снижению конкурентоспособности продукции по сравнению с продукцией из других регионов, отрицательно скажется на продовольственной безопасности региона. Вызовет уход предпринимательства, прежде всего фермерских хозяйств, из зоны легального рынка.

Фактически можно говорить о потере отрасли и рабочих мест для двух тысяч человек (треть занятых в отрасли). С банкротством предприятий не только сократятся налоговые отчисления в бюджет, но многократно возрастет потребность в социальных пособиях не только по безработице, но и на содержание семей этих безработных, усилится рост социальной напряженности на селе.

На Севере создана инфраструктура, построены крупные объекты переработки, строятся новые, есть потребность в кадрах, а значит в продовольствии и в продукции сельского хозяйства. В этом случае надо понимать – самое качественное продовольствие (без консервирующих добавок) может быть произведено только на месте. Особенно важно иметь продовольствие с коротким сроком хранения для сохранения здоровья нации, прежде всего детей.

В силу большой протяженности Республики, удаленности населенных пунктов, недостаточной транспортной доступности, которые являются препятствием для доставки продовольствия извне, альтернативы развитию сельского хозяйства в Республике по ряду наименований продукции нет.

Сегодня нужно выработать предложения, которые позволят сельхозорганизациям справиться с финансовой нагрузкой и остаться на плаву после повышения минимального размера оплаты труда.

1. Решением проблемы может служить разработка механизма компенсации за счет средств федерального бюджета районного коэффициента и надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

2. Вместе с тем, с учетом понимания того, что сегодня возможности федерального бюджета ограничены, может быть рассмотрен на 2018 год промежуточный вариант, а именно:

- применен механизм компенсации разницы между установленным размером МРОТ и размером МРОТ, действовавшим до 1 января 2018 года, с учетом районного коэффициента и северных надбавок, а также страховых взносов во внебюджетные фонды для всех предприятий АПК.

Одновременно следует учесть, что, поскольку часть сельхозорганизаций не имеет возможности выплачивать заработную плату выше прожиточного минимума, то их необходимо освободить от отчислений во внебюджетные фонды. При этом государство должно законодательно гарантировать пороговый уровень пенсии для работников таких организаций.

Северные надбавки необходимо рассматривать не как дополнительный доход, а как компенсацию дополнительных (избыточных) затрат. Следовательно, они не должны облагаться подоходным налогом.

О том, какие условия сегодня определяют ситуацию в сфере малого и среднего бизнеса, рассказала министр экономики Коми Марина Анисимова. Она отметила, что сегодня зарплата в малом и среднем бизнесе на порядок ниже, чем в среднем по Республике. Наметилась тенденция к стагнации развития предпринимательства. Во многом это снижение связано с заметным оттоком людей: из-за миграционных процессов северные территории Республики теряют численность населения.

Такая, казалось бы, долгожданная мера, как повышение МРОТ, для малого и среднего бизнеса стала еще одной трудностью. Без дополнительных преференций предприниматели однозначно не справятся с задачей выплаты заработной платы в новом размере. По предварительной оценке, в Коми потребность в дополнительных расходах на заработную плату в малом и среднем бизнесе с учетом повышения МРОТ составляет 5,4 млрд рублей.

Потенциал для развития предпринимательства в северных районах Коми сдерживается достаточно развитым сектором крупных ресурсных компаний. Кроме того, в числе факторов, заметно сдерживающих развитие, общая удаленность от основных федеральных магистралей, неравномерное распределение населенных пунктов, низкая плотность населения и как следствие – ограниченность рынка сбыта и увеличение транспортных расходов. Поставки товаров в удаленные пункты для предпринимателей убыточны. Еще один важный фактор – это долгий отопительный сезон, что в свою очередь заметно влияет на повышение себестоимости товаров и услуг.

Большой нагрузкой на бизнес в условиях севера является и необходимость выплаты работникам северных льгот. Развитие предпринимательства тормозят также высокое фискальное давление, высокие процентные ставки на банковские кредиты. В этом году сумма просроченной задолженности банкам возросла в 1,6 раза, а средневзвешенная процентная ставка с 1 января по 1 февраля этого года поднялась на 1,5 процента. Говоря о финансовой поддержке предпринимательства, Марина Анисимова отметила резкое снижение федеральных субсидий. Если в 2013 году Республика привлекла на эти цели 114,6 миллиона рублей, то в 2018 году региону выделено 20 миллионов рублей. Произошло сокращение в 5,6 раз. При этом Республика Коми не только не снижает, но и в сравнении с прошлым годом на 40 процентов увеличила объемы финансирования на поддержку предпринимательства.

– В таких условиях наш бизнес не может конкурировать с центральными и южными регионами, – констатировала Марина Анисимова. – Это выводит к вымыванию региональной экономики, а снижение доходной базы регионального бюджета создает дефицит ресурсов для финансирования социальных расходов. В этой связи необходимо проведение единой с федеральными органами государственной политики, ориентированной на создание условий для создания внутреннего потенциала Республики и повышения привлекательности региона для потенциальных инвесторов.

В числе предложений для выравнивания ситуации министр назвала возврат налога на добычу полезных ископаемых, что позволило бы обеспечить конкурентоспособность северных территорий. Для работающих на Крайнем Севере необходимо снизить НДФЛ, отнести суммы северных и районных выплат к необлагаемым доходам. Рассмотреть возможность внедрения для предпринимателей отдельных доступных моделей кредитования. Дополнить закон 44-ФЗ отдельной главой, в рамках которой закрепить преференции. Запустить специальные программы поддержки инновационных организаций и проектов северных территорий.

После доклада министра слово взяли представители бизнеса, чьи выступления были уже более эмоциональными. В частности, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Коми Игорь Бобков сообщил, что постановление Конституционного суда от 7 декабря 2017 года о повышении МРОТ «было крайней каплей, которая сегодня доводит бизнес до закипания».

– Бизнес на севере и так становится неконкурентоспособным, имея под боком крупные промышленные центры, которые могут предоставить аналогичные нашим товары и услуги. Предприниматели из-за пределов Коми выходят на конкурсы с более низкими ценами, в которых нет тех издержек, которые есть у местного бизнеса, – рассказал омбудсмен. – Естественно, они демпингуют, потому что могут себе это позволить. А наш бизнес либо из торгов исключается, либо идет потом на субподряд, потому что деваться некуда. Причем обычно участники конкурсов из других регионов не собираются сюда везти ни технику, ни людей, они берут на субподряд местный бизнес. И что нам делать?

В свою очередь ректор Института переподготовки и повышения квалификации работников АПК Григорий Семяшкин уверен, что без специальных программ северные территории не поднять.

– Я где только ни побывал, и везде сельхозпроизводители говорили: мы не сможем такую зарплату платить, – рассказал он. – Если мы хотим сельское хозяйство сохранить, мы должны увеличить его поддержку через дотации на продукцию, на удобрения. По малому и среднему бизнесу, конечно, надо ставить вопрос компенсации районных и северных коэффициентов. Но сегодня надо хотя бы убрать с северного коэффициента единый социальный налог, и уже бизнес полегче вздохнет. Ни Север, ни Арктику мы не поднимем без специальных программ. Раньше все ехали на север за длинным рублем, копили здесь деньги, лет через 15 покупали кооператив и уезжали. Сейчас смысла нет здесь жить. Сегодня в Воркуте 15 тысяч человек стоит в очереди на переселение. Половина очередников не доживет до получения квартиры.

Тема поддержки бизнеса незаметно перешла в межбюджетные отношения. Вновь был поднят вопрос снижения налогов с Республики, перечисляемых в федеральный бюджет. Кто-то из выступавших задал представителю Минфина России Елене Денисовой вопрос, в каких пропорциях распределяется федеральный бюджет в Китае или в Америке. Обсуждать межбюджетные отношения других стран Елена Денисова не посчитала нужным.

– За 2017 год только 46 процентов налогов ушло в Федерацию, 54 процента осталось в субъектах, – напомнила она. И тут же на возражение, что «это средняя температура по больнице», дополнила: – Когда где-то убывает, нужно, чтобы где-то прибывало. Субъекты России, которые получают дополнительные трансферты, должны предложить доходы, которые поступят в федеральный бюджет.

Подводя итог совещания, заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Виталий Шуба отметил, что высказанные предложения требуют доработки и будут вынесены на федеральный уровень. Сразу после совещания в ходе брифинга на вопрос корреспондента «Республики», будут ли субъектам страны выделены дополнительные средства на расходы, связанные с повышением МРОТ, сенатор ответил:

– Выделенных правительством России в начале этого года 20 миллиардов будет недостаточно. В мае при рассмотрении уточнений в бюджет 2018 года я буду предлагать увеличить сумму поддержки регионов.

На вопрос, какие из высказанных на совещании предложений он считает наиболее оптимальными для поддержки бизнеса на севере, Виталий Шуба ответил:

– Я бы здесь выделил несколько направлений поддержки. Это единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, патентная система и единый сельхозналог. Мы должны получить предложения в части настройки этих налоговых инструментов, которые позволили бы развиваться малому бизнесу. Следующее направление поддержки – через федеральные программы поддержки малого бизнеса. К сожалению, в 2018 году цифры поддержки снижены, их необходимо кратно увеличивать. В сельском хозяйстве требуется увеличить дотации на литр молока и на килограмм продукции. И еще одна мера – поддержка малочисленных и коренных народов. Сюда попадают и коми. Вообще, специальный налоговый режим – это определенные налоговые послабления. В данной ситуации они пока недостаточны. Но бизнес есть бизнес. Если государство возьмет на себя все проблемы, то что это будет на деле? Создается бюджетная организация, и она будет решать определенные задачи. Но тогда мы будем иметь монополию, низкое качество и все вытекающие отсюда последствия. Поэтому поддерживать бизнес следует прежде всего налоговыми инструментами.

Депутат Госдумы от Коми Ольга Савастьянова отметила, что одно из достижений прошедшего совещания заключается в том, что в данном случае подходы Республики и Федерации совпали. А чтобы принимать государственные решения, позиция по этим вопросам должна быть солидарной.

– Что касается Северов, сегодня это не только вопросы заработной платы и малого бизнеса, но и вообще перспективы развития. И закон об Арктике точно эту проблему не решит, потому что туда входит только Воркута. Мы сегодня говорили о том, что нужен системный закон. В прошлом году в Госдуме создан специальный экспертный совет по формированию законодательного пакета, который бы обеспечил решение базовых вопросов, касающихся северных территорий.

По итогам встречи принято решение создать рабочую группу при Совете Федераций РФ по проблемам, связанным с увеличением МРОТ в северных регионах для выработки решения по данному вопросу.


Н.А.Шарыпов,
председатель Коми республиканской
организации Профсоюза
Дата публикации: 5 апреля 2018 г.