Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
Прикрыть тылы картошкой

Пока на внешнеполитической арене обсуждаются вопросы о введении различных экономических санкций против России со стороны США и ЕС в связи с разногласиями по украинскому вопросу, внутри страны часто слышны разговоры об их никчемности и даже пользе для отечественной экономики. Оптимизм некоторых россиян, включая представителей власти, основан, в числе прочего, на том убеждении, что санкции будут только способствовать развитию отечественной экономики, поскольку обеспечивать себя всем необходимым мы должны будем сами. И в этой связи актуальной становится тема продовольственной безопасности страны. Минсельхоз опубликовал тематический анализ и приблизительный прогноз.


Зерна больше, яиц меньше 

2013 год отметился неблагоприятными погодными условиями в 23-х регионах страны. Гибельная для урожая непогода затронула Приволжский, Центральный, Южный и Уральский федеральные округа. То есть, в основном как раз места «наиболее агропромышленные». Не стоит забывать и о масштабном наводнении на Дальнем Востоке. Что вкупе, говорится в докладе Минсельхоза, «явилось угрозой состоянию продовольственной безопасности Российской Федерации».

Однако «несмотря на влияние неблагоприятных погодных условий, были достигнуты положительные результаты развития сельского хозяйства». То есть, наш агропром ни дождя, ни града не боится. Растений, например, по итогам прошлого года, вырастили на 12,3% больше, чем в 2012-м. И животноводство выросло на 0,5%.

Но интересно другое. Дело в том, что уровень продовольственной безопасности – это конкретные планки, установленные для всех видов агропромышленной продукции. То есть, сколько чего надо если не для автономного плавания, то для того, чтобы хотя бы выныривать пореже для покупки воздуха у соседей. В идеале, конечно, продавать самим. И Россия целевые показатели, в общем-то, выдерживает. Но по многим статьям – с уточнением «почти», пусть до «идеала» и остаются какие-то 5-10%.

Минсельхоз отмечает, что российских продуктов на нашем внутреннем рынке стало больше. И, что важно, за счет роста внутреннего производства, а не сокращения импорта.

Например, зерна Россия произвела на 3,4% больше, чем требуется, и теперь у нас, согласно докладу ведомства, собственное зерно составляет аж 98,4% от всего, что есть. В «чемпионах» оказались также сахар, растительное масло и картошка. Да-да, мы и без Белоруссии прекрасно справляемся (чего не скажешь о молочной продукции).

Кстати, о коровах. В одном из приложений к докладу приведен график продуктивности и поголовья коров в 2008-2013 годах. Так вот, из него следует, что с 2011 года поголовье молочного скота падает, а надой молока на одну корову продолжает неуклонно повышаться. Может, для молока коровы и вовсе не нужны, а мужики-то не знают? Впрочем, не будем забывать, с чем мы имеем дело: со статистикой.

А вот мясо по итогам года подкачало натурально: недотягивает до порогового значения, установленного Доктриной продовольственной безопасности, целых 7,5%. Причем наблюдается тенденция к увеличению объемов производства мяса птицы в ущерб говядине и свинине. Ну, и конине, конечно.

С молоком и молочной продукцией и того хуже: для заслуженной гордости за собственную безопасность не хватает 13,4%. Но здесь снова скажем спасибо братской Белоруссии за прикрытые тылы. Жаль, что у белорусов нет выхода к морю, а то бы помогли и с рыбой, где мы не дотягиваем совсем чуть-чуть: 1,8%.

Да, внезапно недосчитались соли – больше чем на четверть. Посолить яйца, видимо, доведется не всем: их стало почти на 30 миллиардов штук меньше. По крайней мере, российских.

Любопытный человек обнаружит в докладе Минсельхоза интересный момент: у нас имеется Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная президентом в 2010 году. И есть «госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Имеется также госпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Так вот, согласно первой госпрограмме, растительного масла было произведено уже меньше необходимого «на 1,1 процентных пункта», зерна «ниже на 1 процентный пункт». И как это согласуется с позитивными данными, приведенными выше, совершенно непонятно.

А тут еще и «удельный вес отечественной продукции в общем объеме ресурсов по рыбной продукции достигнут в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Означает ли это, что нехватка рыбы является целью программы?

Кто оплатит банкет?

А теперь о приятном. Согласно базовому варианту «уточненного прогноза социально-экономического развития России на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (на который опирается и прогноз по продбезопасности), рост реальных денежных доходов россиян в 2014 году составит 3,1%. В том смысле, что для продовольственной безопасности мало много производить – нужно еще суметь это потом купить на свои кровные. Смотрим дальше:

«Ожидается увеличение реальной заработной платы в годовом исчислении на 3,3%». То есть, зарплата увеличится больше, чем доход. Это как раз неудивительно. Но что может урезать зарплату до дохода, кроме инфляции – налоги увеличат? И даже если дышать можно будет по-прежнему бесплатно, означает ли это, что инфляция по итогам текущего года будет всего 0,2%? Нет, потому что «Реализация мер по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения лиц, получающих трудовые и социальные пенсии, будет способствовать росту среднего размера трудовых пенсий на 8,7%». А не прочитаешь доклад Минсельхоза – и не узнаешь, на что будешь скидываться.

Прогноз по ожидаемой инфляции, конечно, есть у Минэкономразвития: не более 4,8%. При этом рост цен на продовольственные товары за год должен составить 5%. Зарплата, значит, увеличится на 3,3%, инфляция - на 4,8%, а еда подорожает на 5%. И это еще, судя по тексту доклада, при сдерживании темпов роста цен с помощью «стабилизации мировых цен и усиления ценовой конкуренции».

Далее, кстати, просто шедевр. Вчитайтесь: «В результате роста доходов населения и реализации мероприятий по поддержке наименее обеспеченных категорий граждан доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, к 2014 году составит 10,8%». И ведь не написано, станет их больше или меньше. Но в результате поддержки необеспеченных станет 10,8%...

Возникает вопрос: как объем произведенных продуктов может гарантировать продовольственную безопасность, если, грубо говоря, десятая часть населения страны не сможет их купить?

Но было бы, конечно, ошибкой выставлять Минсельхоз некомпетентной или манипулирующей статистикой структурой. В ведомстве, все-таки, озабочены не только или не столько отчетами о выполнении программ, подпрограмм и целевых субнадзадач, - но и оценкой существующих рисков развития агропрома. А это, если по пунктам:

- снижение посевных площадей под продовольственные культуры за счет увеличения посевных площадей под технические культуры;

- замедление темпов модернизации ряда отраслей агропромышленного комплекса за счет отсутствия аналогов импортируемого оборудования (привет и ВТО, и возможным санкциям);

- неразвитость инфраструктуры хранения, транспортировки и товародвижения пищевой продукции (говоря проще, недоразвитая логистика);

- внешнеэкономические факторы и колебания курса рубля;

- рост цен на энергоресурсы (естественным монополиям наше с кисточкой) и материально-технические средства;

- риски гипотетические, связанные с темой инфекционных заболеваний животных;

- высокая степень закредитованности предприятий агропрома.

И все это как бы намекает нам на то, что силами одного Минсельхоза со всеми этими рисками не управиться. Как видно, в обеспечении продовольственной безопасности России должны быть задействованы и Минэнерго, и Минфин, и Минпромторг с Минрегионразвития. Вот только кто б их рассадил так, чтоб музыка заиграла?


МНЕНИЯ

Николай Петров, профессор Высшей школы экономики:

«Если мыслить в критериях продовольственной безопасности, это, в первую очередь, самообеспечение, развитие и сохранение сельской местности и сельскохозяйственного производителя. И в этом смысле тот инструмент, которым Россельхозбанк является для государства в деле устойчивого развития сельской местности — это решение проблемы продовольственной безопасности. Когда 100% производство, удовлетворяющее внутреннее потребление сельхозпродукции, осуществляется десятком крупнейших холдингов, это, с одной стороны, безопасность, а, с другой стороны, большой риск в случае банкротства, в случае экономических проблем, которые любой из этих холдингов может испытывать. Но если у вас их миллион, или если у вас их десять, то цена и риск этого банкротства оказываются очень разными. В этом смысле государство и Россельхозбанк, как его инструмент, заинтересованы в том, чтобы поддерживать не только крупных товаропроизводителей, которые наиболее эффективно могут это делать, но и поддерживать на низовом уровне мелких, которые обеспечивают, в том числе устойчивость этой безопасности».

«Вице-губернатор Новгородской области Александр Бойцов отметил, что сегодня в нашей области реально работает всего 401 фермерское хозяйство, еще 1200 – просто числятся на бумаге. При этом не используется не только земля, но и строения. Исправить ситуацию, считают власти, можно привлекая частный сектор и Облпотребсоюз. Помочь новгородским аграриям должны и дополнительные средства регионального бюджета. Правительство готово вложить 60 миллионов рублей в новые фермерские хозяйства и развитие уже существующих».

Член Комитета СФ по социальной политике Татьяна Заболотная, из выступления на стратегическом форуме России и стран Организации исламского сотрудничества 6.06.14:

«Значительный потенциал имеет сотрудничество [со странами ОИС] в агропромышленном комплексе. Современные технологии позволят вывести сельское хозяйство на новый уровень развития, наладить выпуск экологически чистых видов продукции, в разы увеличить экспортный потенциал и повысить конкурентоспособность этого сектора экономики. Наше взаимодействие позволит обеспечивать стабильные поставки продукции на рынки азиатских государств, внесет вклад в решение проблемы глобальной продовольственной безопасности»

Наталья Агапова, председатель профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ:

- Показатели Доктрины - это ориентир того, к чему надо стремиться. Госпрограмма - это пути достижения ориентиров. Поэтому больших противоречий между ними нет. Конечно, есть много “руководящих документов”, но без этого нельзя. Вопрос больше статистический: какие параметры учитываются статистикой, а что остается вне поля зрения. Бывает так, что данные, которыми оперируют Росстат, Минсельхоз, отраслевые союзы, расходятся. Но для этого у нас в отрасли есть несколько дискуссионных площадок, чтобы мы могли обсуждать спорные моменты.

Уровень закредитованности сельхозпредприятий сегодня очень высокий - по оценкам экспертов, около 2 трлн рублей. Часто звучат жалобы на то, что система государственного субсидирования процентных ставок по выданным кредитам - это государственная помощь банкам, а не сельхозтоваропроизводителям, что надо давать деньги крестьянам напрямую. И работа в этом направлении ведется. Государство рассматривает возможность пролонгировать инвестиционные кредиты до 15 лет. По статистике, к кредитованию прибегают только 30% сельхозтоваропроизводителей. Много это или мало, сложно сказать. Кто-то обходится собственными средствами, и вполне успешно, а кто-то и рад бы получить кредиты, но еще не вернул старые долги.

Вызывает опасения низкий уровень государственных субсидий, в том числе несвязанной поддержки (так называемой “зеленой корзины”) сельхозтоваропроизводителей. Сегодня без госдотаций уровень рентабельности сельхозпредприятий - отрицательный. Это значит, что отечественный крестьянин не может конкурировать с иностранным. И мы видим, как вырос импорт продуктов питания, в том числе по картофелю, по которому показатели Доктрины достигнуты. Другая проблема - низкая энергоэффективность. 70% сельхозтехники давно выработало свой ресурс. Опять же - нет денег на новую. А воспользоваться программами Росагролизинга - и по технике, и по племенному скоту - могут очень немногие.

Что же касается тарифов отечественных монополий... Да, тарифы РЖД - высокие. Да, крестьянин платит за электроэнергию по ставкам выше, чем металлург, и даже выше, чем переработчик. Да, везти из Сибири зерно в европейскую часть невыгодно, даже если железнодорожные тарифы существенно снизить. Но и логистика хромает. У крестьян попросту нет денег на отладку логистической цепи.

По данным Росстата, в сфере АПК трудятся 2,713 млн человек. По уровню заработной платы (и, соответственно, по покупательной способности) сельское хозяйство “традиционно” занимает последнее место среди всех видов экономической деятельности. Среднемесячная номинальная зарплата сельских тружеников в 2013 году составила чуть более 50% от среднероссийского уровня. С другой стороны, работники сельского хозяйства продолжают лидировать по продолжительности рабочего времени на одного занятого человека: 1863 часа в год, что на 6,5% больше, чем в среднем по России. При этом по состоянию на 1 мая 2014 года задолженность по зарплате в отрасли составила 302,8 млн рублей, причем с начала года увеличилась на 19%.

Ситуацию можно охарактеризовать как широкомасштабную бедность среди занятого сельского населения. Это результат резкой неэквивалентности обмена между городом и селом, которая продуцирует низкую доходность работающих в сельскохозяйственном производстве.


Статистика

По данным Росстата, за 2013 год по сравнению с 2012 годом задолженность по полученным займам и кредитам предприятиями сельского хозяйства увеличилась на 11,9%, рыбохозяйственного комплекса - на 29,9%, в том числе просроченная задолженность возросла на 15,9% и в 1,8 раза соответственно. Коэффициент автономии (удельный вес собственного капитала в пассивах) уменьшился в 2013 году по сельскохозяйственным предприятиям на 0,9 процентных пункта (до 35,6%) (в 2012 году - 36,5%), по рыбохозяйственным предприятиям - возрос на 0,2 процентных пункта (до 30,4%) (в 2012 г. - 30,2%).

Источник публикации: http://solidarnost.org/articles/act-them/act-them_3811.html

Павел Осипов,

корреспондент газеты "Солидарность"

Дата публикации: 26 июня 2014 г.