Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
«Агрокурорт»

Государственная политика в конце шестидесятых, начале семидесятых годов, понимание роли сельского хозяйства в экономике страны объективно обусловили создание санаторно-курортной системы для тружеников села, главной задачей которой стало оказание им медицинской помощи на самом современном уровне. 

Определены были источники для выполнения этой задачи – централизованный фонд социального страхования колхозников. Возглавили эту работу ЦК профсоюза работников сельского хозяйства и Всероссийский совет колхозов. В 1973 году для непосредственного руководства создаваемой системой, развития материальной базы, организации оздоровления селян создали Всероссийское объединение «Росколхозздравница». На первом этапе в силу сложившегося положения в санаторно-курортном комплексе страны построенные санатории передавались на баланс территориальным советам по управлению курортами профсоюзов. 

В восьмидесятые годы удалось отстоять право управления построенными здравницами. 

Период с 1980 по 1991 год был наиболее интенсивным в развитии системы межколхозных здравниц; к началу девяностых годов она являлась самостоятельным звеном в сети санаторно-курортных учреждений страны. Созданная система объединяла 80 санаторно-курортных учреждений, общая вместимость которых составляла 15 тысяч коек, что позволяло оздоравливать более 230 тыс. человек, из которых 90% составляли работники агропромышленного комплекса. 

Основным заказчиком путевок был профсоюз агропромышленного комплекса; его заказ практически полностью загружал здравницы. Профсоюз обеспечивал важнейшие стороны деятельности здравниц – отбор пациентов по профилям заболеваемости, учет потребности лечения по видам, доводил санаторную путевку до конкретного труженика. При этом строго соблюдались социальные аспекты данного вопроса. Обеспеченность санаторными путевками работников отрасли достигла 55 на тысячу работающих, что превышало средние данные по стране. 

Начиная с 1992 года система межколхозных здравниц подверглась значительным изменениям. Исчезли те факторы, в силу действия которых система формировалась: централизованные источники развития, фонды, лимиты. Законодательство требовало реорганизации по признаку собственности. В результате здравницы, строившиеся как общероссийские, переданы в управление объединению «Агрокурорт», созданному ЦК профсоюза работников АПК. 

Здравницы регионального значения переданы областным объединениям, реорганизацию которых вели областные органы управления отраслью. 

Обобщающим показателем работы санаторно-курортных учреждений в современных условиях является их конкурентоспособность на рынке санаторно-курортных услуг. 

Санаторное лечение льготных категорий граждан (ФЗ № 122) началось с 2005 года, на эти цели было выделено свыше 10 млрд.руб. из госбюджета. Государственный заказ обеспечил примерно 40% заполняемости здравниц. 

Долечивание (реабилитация) после стационарного лечения ряда заболеваний финансируется Фондом социального страхования РФ. Доля пациентов данной группы составляет 2-3% в общем объеме, причем происходит их концентрация в более развитых в лечебном отношении здравницах, в отдельных здравницах их доля достигает 15%. 

На оздоровление детей в проектах бюджета Фонда социального страхования запланировано в 2008 г. – 16,9 млрд.руб., в 2009 г. – 19,0 млрд.руб., в 2010 г. – 21,0 млрд. руб. Общее количество детей планируемых для оздоровления по всем формам – 4,6 млн. чел. ежегодно, из них примерно 10% - в санаторных учреждениях. Планируемая цена 1 койко-дня пребывания детей в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия составляет в 2008 г. – 565 руб., в 2009 г. – 630 руб., в 2010 г. – 700 руб. 

Таковы на сегодняшний день перспективы государственного заказа у санаторно-курортной отрасли. Безусловно, здесь идет своя конкурентная борьба за потребителя с более или менее устоявшимися правилами игры. 

Примерно 70% рынка санаторных услуг приходится на корпоративных и частных пациентов. 

Корпоративные пациенты (добровольное медицинское страхование, прибыль предприятий и организаций, обязательное санитарное лечение работников ряда специальных государственных органов) по оценкам занимают примерно 20% объема рынка санаторных услуг. Как правило, данный сегмент рынка определен, охватывает наиболее устоявшиеся здравницы с развитой лечебно-диагностической базой и инфраструктурой. Пробиться на данный сегмент рынка новым игрокам достаточно сложно, связи (как административные, так и рыночные) между здравницами и пациентами достаточно прочны. 

Наиболее вариабельным сегментом рынка являются личные средства населения, объем данного сегмента составляет примерно половину всего рынка. 

Конкуренция за личные средства граждан происходит как между здравницами внутри страны, так и с т.н. «продуктами-заменителями», представляемыми отечественными и зарубежными производителями. Внутри страны серьезную конкуренцию здравницам составляют всевозможные оздоровительные центры, открываемые в крупных городах, частные гостиницы на Черноморском побережье, Кавказских Минеральных Водах, некоторых других курортных местах. Данные учреждения более мобильны, их организация носит, как правило, семейный характер, с отличающейся от классических санаторных учреждений системой организации и оплаты труда, налогообложения, социальных гарантий работников и т.п. 

Стратегия каждой здравницы состоит в том, чтобы путем улучшения качества санаторно-курортного продукта, расширения его ассортимента, увеличивать занимаемый сегмент рынка санитарных услуг, наращивать конкурентные преимущества и устранять конкурентные недостатки. 
Конкурентными преимуществами являются: природные лечебные факторы, качественное их использование; уровень размещения и сервиса, лечебно-диагностическая база, квалифицированный обученный персонал, методы и методики лечения, налаженная система сбыта санаторного продукта, эффективное управление, наличие финансовых ресурсов, сформированный положительный имидж, расположение здравницы. 

Укомплектованность здравниц агропромышленного комплекса врачами составляет 92-94%, средним медицинским персоналом – 94-96%. Текучесть кадров находится на естественном уровне. 

Среди врачей квалификационные категории имеют 80%, у средних медицинских работников 77% от общего количества. 

Высшую квалификационную категорию из них у врачей имеют 70%, первую – 22%, вторую - 8%. 

Среди среднего медицинского персонала из общего количества аттестованных высшую квалификационную категорию имеют 59%, первую – 35%, вторую – 6% работников. 

Практически все врачи и средние медицинские работники повышают свою квалификацию в установленные сроки. 

Наиболее сложным является достижение оптимального сочетания медицинских работников по возрасту и стажу. Доля врачей до 30 лет в здравницах составляет 6%, 30-40 лет – 16%. 41-55 лет – 48%. Свыше 55 лет – 30%. 

Доля средних медицинских работников до 30 лет составляет 24%, 30-40 лет – 26%, 41-55 лет – 36%, свыше 55 лет – 14%. 

Санаторно-курортные учреждения агропромышленного комплекса в силу имеющейся материальной базы, наработанного опыта, имиджа, развивающегося уровня услуг, кадрового, финансового потенциала, в целом способны успешно позиционировать себя на рынке санаторно-курортных услуг.