Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
07.03.2023

О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами

2 марта 2023 года В.И.Кашин представил к принятию в третьем чтении на заседании Государственной Думы проект федерального закона №654742-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Законопроект внесен 27 февраля 2019 года депутатами Государственной Думы В.И.Кашиным, Г.И.Скляром; сенаторами Российской Федерации С.Г.Митиным, Л.З.Талабаевой и другими.

Внесены изменения в статью 16 Федерального закона «О радиационной безопасности населения», которыми определено, что обязательные требования к радиационной безопасности, устанавливаются правом Евразийского экономического союза, а при их отсутствии - законодательством Российской Федерации. А производственный контроль должен осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О радиационной безопасности населения».

Принятые изменения в Федеральный закон «О радиационной безопасности» позволят аккумулировать в одном законе обязательные требования к безопасности и контролю за применением ионизирующего излучения в отношении сельскохозяйственной и пищевой продукции.

Кроме того, внесены важные изменения в ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части уточнения отдельных положений действующего закона в связи с имеющимися недостатками правового регулирования.

В настоящее время в соответствии со ст.8 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в целях обеспечения безопасного обращения пестицидов и агрохимикатов заявитель не позднее 30 дней со дня регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов предоставляет в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю (надзору) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, образцы пестицидов и агрохимикатов (не более 1 килограмма (литра), а также аналитические стандарты действующих веществ пестицидов (не более 50 граммов (миллилитров), входящих в его состав, и методики их определения.

Вместе с тем, на практике с 1 марта 2022 из зарегистрированных 153 пестицида и 114 агрохимикатов, Россельхознадзору переданы менее 10 % методик и образцов. Таким образом, указанная норма не соблюдается недобросовестными производителями и правовые последствия за ее не соблюдение не предусмотрены.

В этой связи устанавливается, что представление не тех образцов, которые были зарегистрированы или их непредставление вообще является основанием для исключения пестицида из Государственного каталога. Такое решение в соответствии с законом принимается Межведомственной комиссией по вопросам безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. А так как в соответствии со статьей 3 Закона о пестицидах оборот пестицидов, не включенных в Государственный каталог, запрещен, предлагаемое изменение позволит обеспечить представление Россельхознадзору необходимых образцов в установленный законом срок.

Также предлагается оставить заказчиком Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов Россельхознадзор, а оператором признать государственное бюджетное учреждение, подведомственное Россельхознадзору. Такой подход обеспечит эффективное функционирование системы и соответствует общему подходу в организации работы информационных систем.

Следует отметить, что вводится новая самостоятельная статья 91. «Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации», которая содержит указанные выше изменения и действующие положения Закона о пестицидах, систематизированные из других статей Закона. Дублирующие положения признаются утратившими силу.

Данный подход позволяет более правильно с точки зрения закона структурировать положения, направленные на регулирование вопросов, связанных с каталогом пестицидов.

Пресс-служба Комитета Госдумы России по аграрным вопросам

Дата публикации: 6 марта 2023 г.


Возврат к списку