Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
03.09.2024

О работе Фонда пенсионного и социального страхования РФ

3 сентября состоялась встреча Председателя Правительства России М.В.Мишустина и председателя Фонда пенсионного и социального страхования С.А.Чиркова.

Обсуждались результаты работы фонда, в частности, по переводу услуг в беззаявительный и проактивный формат, внедрению цифровой платформы, а также организация работы в новых регионах и с участниками СВО.

Из стенограммы:

М.Мишустин: Уважаемый Сергей Александрович!

Мы с Вами встречались год назад, обсуждали работу Социального фонда.

Это важнейшая для людей структура, она взаимодействует практически с каждым человеком, обеспечивает выплату пособий, материнского капитала, пенсий.

Мы тогда подробно говорили о направлениях работы Социального фонда, о формировании социального казначейства, когда человек, не ходя за теми или иными справками, получает проактивные услуги – все то, что ему полагается. И это, конечно, важнейшая часть работы Социального фонда – информирование и оказание качественных услуг всем гражданам.

С начала текущего года вы оказали свыше 120 млн услуг. Причем более половины из них были предоставлены по обращениям людей в электронном формате.

Расскажите подробнее, как обстоят дела в фонде, какие были достижения, какие направления работы основными считаете.

С.Чирков: Уважаемый Михаил Владимирович, с учетом Ваших поручений мы определили миссией фонда оказание услуг в простой и удобной форме на основе современных технологий. И проводим планомерную работу по переводу всех услуг именно в проактивные, беззаявительные форматы.

Хочу Вам доложить, что все 44 услуги фонда и также 119 сервисов фонда выведены на портал государственных услуг. То есть их можно получать как раз в электронном виде.

Особое внимание мы уделяем беззаявительным услугам, то есть тем, которые оказываются исходя из жизненной ситуации человека без какого‑либо заявления. У нас таких услуг уже 11, причем они социально значимые и массовые: пособия по временной нетрудоспособности, ряд пенсионных услуг и другие.

Еще одна тема, которой мы уделяем особое внимание, это проактивное информирование граждан нашей страны о тех льготах, которые им полагаются по жизненным ситуациям.

Сейчас мы уже охватили 12 жизненных ситуаций. Самая радостная из них – это рождение ребенка.

М.Мишустин: Безусловно.

С.Чирков: Мы информируем маму, семью о тех мерах социальной поддержки, которые оказываются и на федеральном уровне, и на региональных уровнях, чтобы мама могла знать и выбрать те или иные услуги или уже получить их без заявления.

По Вашему поручению особое внимание мы уделяем обратной связи. У нас на портале госуслуг оценка сейчас 4,7. Мы будем стремиться к тому, чтобы она не падала как минимум, а желательно повышалась. То есть делаем все для наших граждан.

Хотел бы также на пенсионные услуги обратить внимание. Мы их активно переводили в прошлом году и в этом году в беззаявительный формат. Мы перевели в беззаявительный формат все перерасчеты пенсий, уже без заявлений назначаем пенсию или пособие по инвалидности, по потере кормильца, безработным гражданам. А для самой массовой пенсии – по возрасту, или по старости, как она по закону называется, – ввели такой формат, как автоматическое назначение на портале госуслуг.

Одной из целей у нас является внедрение цифровой платформы в социальной сфере. Мы сейчас ее внедряем. Там создаются банки данных о льготных категориях граждан. Впервые они оцифровываются в нашей стране. Это реестр нуждающихся, реестр льготников-чернобыльцев, реестр многодетных. Реестр многодетных как раз с 1 июля запущен в эксплуатацию, и уже в этом году он будет использоваться для оформления цифровых удостоверений многодетной семьи. А с 2025 года планируется, что он будет использоваться в полном объеме для предоставления мер социальной поддержки.

Сейчас Год семьи. Хотел бы отметить, что фонд оказывает более 20 услуг, именно проактивно, семьям с детьми. Бюджет фонда в этой части 2,2 трлн рублей.

По итогам данной работы мы хотим до конца этого года перевести все федеральные меры в формат социального казначейства. И с 2025 года предложить перевод региональных мер в такой формат. Правительство уже утвердило единые стандарты оказания всех услуг – и федеральных, и региональных.

Фонд готов взять на себя полномочия по переводу региональных выплат в формат социального казначейства. Первый способ – когда фонд по всему клиентскому пути идет, от приема заявления до выплаты. А второй – когда субъект Российской Федерации на основании соглашения будет использовать данные цифровой платформы.

Могу сказать, что у нас такой опыт уже есть по региональным выплатам. Мы брали на себя полномочия по региональным пенсиям в новых регионах, единому пособию семьям с детьми. И могу сказать, что результаты хорошие. Мы это делаем без каких‑либо увеличений штатной численности и, соответственно, без дополнительных расходов – именно благодаря цифровой трансформации. Мы эту работу будем продолжать. И конечно, тогда фонд станет «единым окном» для предоставления и федеральных мер, как сейчас это есть, и региональных тоже.

М.Мишустин: Здесь что бы хотел отметить – очень важно, чтобы особенно люди старшего поколения получили возможность личного общения в случае, если им что‑то непонятно. Конечно, цифровизация идет, она изменяет облик документооборота, изменяет вообще форматы взаимодействия, особенно для молодежи, в том числе с государственными организациями. В принципе, чем проще такое взаимодействие, тем лучше. Здесь государство должно так встроиться в повседневную жизнь людей, чтобы не мешать им получать то, что положено по закону.

Вы говорили сейчас о целой системе мер поддержки семей с детьми. Наш Президент как раз соответствующее поручение дал. Мы будем реализовывать в том числе и возможность возврата части налога, для того чтобы в случае, если среднедушевой доход семьи с двумя и более детьми не превышает 1,5 прожиточного минимума, была возможность получить его. Это в 2026 году будет. И все это надо сделать вместе с Социальным фондом, с Налоговой службой, чтобы это было удобно и для людей необременительно.

Еще раз скажу, что у людей старшего поколения есть запрос на общение. И нужно обязательно идти им в этом навстречу, потому что многим гораздо удобнее прийти и, получив соответствующую консультацию, понять все детали, связанные с мерами поддержки, льготами, которые есть у государства. И вы, пожалуйста, об этом не забывайте, это важно.

С.Чирков: Уважаемый Михаил Владимирович, это Ваше поручение, конечно, будет выполнено. У нас работают 2,5 тыс. клиентских служб во всех регионах страны, где мы людей принимаем.

Более того, мы ввели даже дополнительный день – соответственно, последняя суббота каждого месяца. Те, кто не может, например, с работы отпроситься, могут к нам прийти в этот день.

Потому что мы прекрасно понимаем, что пенсионная услуга – это, по сути, дело всей жизни. И люди часто хотят выяснить, как тот или иной период стажа повлиял на размер пенсии. Поэтому, конечно, будут приходить, и мы этому на самом деле рады.

Хотел бы Вас также проинформировать, что у нас при клиентских службах открываются так называемые центры общения старшего поколения – такой проект. Когда мы объединялись, у нас высвободились помещения, такой эффект тоже получился. И в этих центрах общения старшего поколения мы нашим пожилым гражданам разъясняем законодательство, как услуги оказываются. Это и цифровая грамотность, компьютерная грамотность. То есть обучаем и приглашаем коллег из учреждений здравоохранения, которые читают лекции по активному долголетию и сохранению здоровья.

М.Мишустин: Это очень хорошо.

С.Чирков: 450 центров таких мы уже открыли при клиентских службах. Будем эту работу продолжать. Только за прошлый год полмиллиона людей их посетили, и очень хорошие отклики.

М.Мишустин: Конечно, у меня вопрос по новым регионам. Идет очень большая работа сейчас по интеграции наших новых регионов – Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей – в правовое, экономическое поле Российской Федерации.

Конечно, меры поддержки пенсионеров, выплаты все, льготы, поддержка семей с детьми – это все должно быть абсолютно доступно также для жителей наших новых регионов.

Как работа идет у фонда там? Как вы обеспечиваете выплаты по всем мерам государственной поддержки?

С.Чирков: Могу Вам доложить, что во всех наших новых регионах действуют отделения Социального фонда. Более 100 клиентских служб развернуто. Они работают в полной мере, так же, как на другой территории нашей страны. С начала прошлого года, когда наше законодательство там стало действовать, мы уже перевели 1,5 миллиона пенсионеров на федеральные пенсии. Сейчас у нас там 1,6 миллиона пенсионеров. Из них 1,5 миллиона – фактически получатели федеральных пенсий, 100 тысяч получают региональные выплаты пенсионные, по мере получения гражданства и достижения возраста переводятся на федеральные пенсии.

Также мы там назначаем и единые пособия, и выплаты льготникам, и пособия по несчастному случаю, и по временной нетрудоспособности. То есть все те выплаты, которые есть во всех регионах страны, там также назначаются в полном объеме. Соответственно, мы все права граждан обеспечиваем. Конечно, для нас это приоритет – чтобы все там было в порядке.

Могу сказать, что это была масштабная работа: мы помогали всем фондом, всей страной. Более 3 тысяч человек было командировано, и сейчас такие командировки в наши новые субъекты продолжаются, чтобы обучать людей, оказывать практическую помощь, методическую помощь в этой части. И мы будем эту работу продолжать обязательно.

М.Мишустин: Надо, конечно, держать такие вопросы на личном контроле. И что очень важно – продолжить подготовку кадров. Потому что для новых регионов нужны кадры. Там должны быть специалисты, которые хорошо разбираются в нашем законодательстве и способны обучить своих коллег по Социальному фонду, которые в новых регионах есть. И, без сомнения, все меры поддержки, все уровни обслуживания должны соответствовать общероссийскому стандарту.

Хочу также спросить о том, как фонд работает с участниками специальной военной операции. Очень важно, об этом Президент говорит, обеспечить их, а также их семьи всем необходимым, что полагается по льготам. Нужно здесь проявить, скажем так, и специальный подход, чтобы разъяснять, входить в жизненную ситуацию людей. Поэтому я бы хотел, чтобы Вы рассказали, как работаете с участниками специальной военной операции и членами их семей.

С.Чирков: Михаил Владимирович, для нас, конечно, как и для всей страны, это самый главный приоритет – наши ребята, которые возвращаются с фронта, которые служат еще, их семьи. Мы стараемся создать для них очень удобный клиентский путь, чтобы обслуживание было простым, небюрократическим. Здесь также у нас есть некоторые новшества. Например, мы ежемесячные выплаты участникам и ветеранам боевых действий назначаем без заявления, на основании данных, которые нам предоставляют наши коллеги из силовых министерств. Точно так же мы назначаем выплаты Героям Российской Федерации, тоже без заявления.

В начале этого года было принято постановление Правительства о том, что мы электронные сертификаты на средства реабилитации также выдаем в проактивном режиме. И те ребята, которые выписываются из госпиталя – у них уже есть показания медико-социальной экспертизы, – тоже получают сертификат, который могут потратить на необходимые средства реабилитации. Это на особом контроле.

У нас, конечно же, создана система такого комплексного облуживания. Для тех ребят или членов их семей, которые к нам приходят лично, мы ввели систему персональных кураторов, когда за каждым таким нашим героем закреплен человек – от начала услуги до ее завершения.

И еще здесь один блок вопросов – наше взаимодействие с фондом «Защитники Отечества». По указу Президента Социальный фонд России создал и ведет реестр участников СВО, который как раз наши коллеги используют. Мы заключили с коллегами из фонда «Защитники Отечества» соглашение, по которому оказываем друг другу поддержку. Сотрудники Социального фонда работают в филиалах фонда «Защитники Отечества», где также принимают ребят, оказывают консультационные услуги. Тоже такое комплексное сопровождение.

Социальный фонд со своей стороны участвует, как и вся страна, в поддержке наших ребят: гуманитарная помощь, добровольные пожертвования. 89 сотрудников фонда сейчас находятся на фронте, служат. Для нас, для фонда, это дело чести.

М.Мишустин: Спасибо, Сергей Александрович. Хочу попросить Вас продолжить эффективное сотрудничество с фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества». Такое сотрудничество, без сомнения, даст возможность повысить качество социальной защиты для наших бойцов, их семей, обеспечить их всем необходимым.

Пресс-служба Правительства России

Дата публикации: 3 сентября 2024 г.


Возврат к списку