Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
28.05.2018

Заседание Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам

23 мая 2018 года состоялось заседание Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам.

В заседании приняла участие заведующая отделом социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата Профсоюза И.А.Королева.

В повестку дня заседания вошли вопросы:

1. О заключении Комитета ГД по аграрным вопросам на Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2017 году;

2. О проекте федерального закона №364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части дополнения основных направлений государственной аграрной политики и установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока);

3. О проекте федерального закона №278061-7 «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» и статью 2 Федерального закона «О производственных кооперативах» (в части уточнения определения стоимости паевого взноса члена, ассоциированного члена кооператива). Внесен Самарской Губернской Думой 05.10.2017 г. (первое чтение)

По первому вопросу в заключении Комитета ГД отмечается, что в 2017 году Счетная палата уделяла повышенное внимание контролю за исполнением указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и реализации мероприятий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России, мониторингу и контролю за разработкой и реализацией приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, мониторингу обеспечения и реализации мероприятий по содействию импортозамещению.

Из Отчета следует, что Счетная палата в 2017 году проводила ежемесячный мониторинг реализации государственных программ Российской Федерации.

По Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы расходы исполнены на 94,1%. В декабре 2017 года Госпрограмма развития сельского хозяйства утверждена как одна из пяти пилотных госпрограмм, реализация которых с 2018 года предусматривается на основе механизмов проектного управления.

Минсельхозу России в 2017 году было выделено из резервного фонда Правительства Российской Федерации

- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. № 715-р 13,7 млрд рублей на предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники в целях обеспечения дополнительного производства сельскохозяйственной техники;

- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. № 969-р – 660,4 млн рублей в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях Республики Бурятия и Забайкальского края;

- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2017 г. № 2759-р – 200,0 млн рублей в целях оказания финансовой помощи бюджету Республики Крым;

- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №2942-р – 3,7 млрд рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в АПК, в целях обеспечения ускоренного импортозамещения, повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешних рынках.

В сфере сельского хозяйства Счетной палатой проведено в 2017 году 11 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В ходе внешнего государственного аудита в области сельского хозяйства выявлено 73 нарушения на сумму 202,5 млн рублей.

В 2017 году Президент Российской Федерации был проинформирован о результатах особо важных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе о результатах проверки результативности мероприятий, направленных на импортозамещение плодово-овощной продукции, а также эффективности использования в 2015–2016 годах и истекшем периоде 2017 года средств федерального бюджета, направленных на развитие производства плодово-овощной продукции в рамках Государственной программы.

Проверка показала, что при строительстве овоще- и фруктохранилищ используется в основном импортное технологическое оборудование. Минпромторгом России не предусмотрены конкретные меры финансовой поддержки предприятий-изготовителей оборудования для производства, хранения и переработки плодоовощной продукции. Минсельхозом России не создана сеть оптово-распределительных центров, отсутствует достаточное количество мощностей для современного хранения, логистики и доработки сельскохозяйственной продукции, что приводит к ежегодному увеличению потерь плодоовощной продукции.

Комитет поддерживает предложения Счетной палаты о необходимости формирования в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации системы показателей самообеспеченности по основным позициям товарной номенклатуры плодоовощной продукции. Необходимо также утвердить план мероприятий по развитию сети оптово-распределительных центров с соответствующей инженерной, логистической и транспортной инфраструктурой, обеспечивающей потребности внутренних региональных рынков в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии.

Комитет неоднократно обращал внимание на необходимость формирования сети селекционно-семеноводческих центров на базе научно-исследовательских институтов и центров, занимающихся научными исследованиями в сфере создания новых конкурентоспособных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур по наиболее импортозависимым направлениям.

Одним из первоочередных вопросов, определяющих развитие отрасли, остается вопрос формирования перечня машин и оборудования, необходимых для переработки, хранения и транспортировки плодоовощной продукции, а также объемов их производства отечественными предприятиями сельхозмашиностроения.

Предложения Счетной палаты о совершенствовании нормативного правового обеспечения в области сельского хозяйства реализованы в 2 правовых актах Правительства Российской Федерации, 5 ведомственных правовых актах.

За отчетный период обеспечен возврат средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере 5,8 млн рублей.

Экспертиза нормативных правовых актов по направлению «Сельское хозяйство» проведена по 47 проектам, касающимся расходных обязательств Российской Федерации или приводящих к изменению доходов федерального бюджета, подготовлено 7 заключений, направлено 40 писем, представляющих позицию Счетной палаты.

В ходе внешнего государственного аудита в области водного хозяйства и рыболовства выявлено 252 нарушения на сумму 6 407,5 млн рублей.

Результаты контрольных мероприятий в данной сфере свидетельствуют о наличии системных недостатков при осуществлении капитальных вложений, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и переносу срока ввода объектов в эксплуатацию.

Кроме того, оценка Счетной палаты показала, что существующая система платежей от аренды морских рыбных портов, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс», является неэффективной и не стимулирует привлечение арендаторами инвестиций в реконструкцию и модернизацию объектов портовой инфраструктуры.

По направлению «Водное хозяйство и рыболовство» проведена экспертиза 17 проектов нормативных правовых актов, касающихся расходных обязательств Российской Федерации или приводящих к изменению доходов федерального бюджета.

В 2017 году по направлению социальная политика завершено 7 контрольных мероприятий и 2 экспертно-аналитических мероприятия. Объем выявленных нарушений составил 22 744,2 млн рублей.

Анализ и оценка мер, принятых субъектами Российской Федерации в части доступности услуг в сфере социального обслуживания граждан в Российской Федерации, в том числе в удаленных районах и в сельской местности, показали, что в 2016 году на фоне практически повсеместного роста численности населения старше трудоспособного возраста численность получателей социальных услуг сократилась.

Практически во всех субъектах Российской Федерации повышение доступности для населения услуг социального обслуживания, особенно в сельской местности и удаленных населенных пунктах, обеспечивается путем применения выездных методов работы (мобильных бригад).

Мобильные методы работы не в полной мере обеспечивают доступность социального обслуживания, поскольку охват ими удаленных населенных пунктов составил 64,2%, а социальные услуги с применением данного метода получили 13% общего числа получателей социальных услуг.

Число созданных в регионах мобильных бригад не связано ни с количеством населенных пунктов, расположенных в сельской местности и удаленных районах, ни с численностью проживающего в них населения.

Отсутствие единых подходов к организации работы мобильных бригад ведет к существенным различиям в нормативах нагрузки, количестве выездов и видов услуг, оказываемых мобильными бригадами в субъектах Российской Федерации.

Комитет считает, что выездные мобильные методы работы позволяют предоставлять только разовые, в том числе в экстренных случаях, социальные услуги, что не обеспечивает доступность услуг в сфере социального обслуживания граждан, в том числе в удаленных районах и в сельской местности, на постоянной основе.

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рекомендовал включить в план работы Счетной палаты на 2019 год проведение контрольных мероприятий по использованию в 2018 году средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы в части финансового обеспечения реализации мероприятий подпрограмм «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» и «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе».

По второму вопросу в заключении Комитета ГД отмечается, что Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предлагается внести уточняющее изменение в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», согласно которому расширение доступа российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта продукции признается одним из основных направлений государственной аграрной политики. Кроме того, Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предлагается дополнить нормой, запрещающей возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока. Целью введения указанного запрета является пресечение практики возврата торговыми сетями производителям продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока.

По второму вопросу Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам решил рекомендовать Госдуме принять при рассмотрении в 
в первом чтении проект федерального закона № 364444-7, утвердил заключение на законопроект, предложил Совету Государственной Думы включить указанный законопроект в проект порядка работы Государственной Думы 7 июня 2018 года для рассмотрения в первом чтении.

По третьему вопросу в заключении Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам отмечает.

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» изменения, которыми вводится определение понятия «стоимость паевого взноса члена, ассоциированного члена сельскохозяйственного кооператива», а также уточняется, что такая стоимость должна быть указана в членской книжке. Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменения 
в Федеральный закон «О производственных кооперативах», устанавливающего, что положения данного федерального закона 
не распространяются на сельскохозяйственные кооперативы.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, необходимость его принятия обусловлена имеющейся неопределенностью в положениях Федерального закона в части того, что относится к стоимости паевого взноса.

Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона «О производственных кооперативах» состав и порядок определения размера пая члена кооператива определяются уставом кооператива. При этом данной нормой не исключается установление порядка определения стоимости пая, при котором в нее будет включаться стоимость иного имущества.

Таким образом, положение законопроекта о том, что в стоимость пая включается также стоимость иного имущества, является избыточным.

В законопроекте также не урегулирован вопрос о порядке определения стоимости пая в случае, если она по-разному установлена в членской книжке и в реестре членов сельскохозяйственного кооператива.

Предлагаемое законопроектом положение о том, что нормы Федерального закона «О производственных кооперативах» 
не распространяются на сельскохозяйственные производственные кооперативы, не соотносится с положениями статьи 1 Федерального закона №193-ФЗ и установленной Гражданским кодексом Российской Федерации классификацией юридических лиц, относящих сельскохозяйственный кооператив к виду производственного кооператива.

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам предложил Самарской Губернской Думе изменить текст законопроекта с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении, 
и внести измененную редакцию законопроекта в Государственную Думу 
в установленном порядке.

И.А.Королева,
заведующая отделом социально-трудовых отношений
и социального партнерства аппарата Профсоюза
Дата публикации: 29 мая 2018 г.


Возврат к списку