Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
Роль Профсоюза в сохранении рабочих мест на предприятиях АПК

За прошедшие годы в агропромышленном комплексе произошли масштабные преобразования, наметился новый подход государства к сельскому хозяйству - как перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли экономики, как важному социальному укладу жизни.
На законодательном уровне установлены четкие правовые основы реализации аграрной политики - принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», реализован приоритетный национальный проект «Развитие АПК», реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Разработан проект Госпрограммы на 2013-2020 годы, содержащий новые перспективные разделы и механизмы поддержки отрасли. Таким образом, созданы условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем, заложена основа модернизации и дальнейшего поступательного развития агропромышленного комплекса.
В вопросах развития экономики Профсоюз оказывал, и будет оказывать всяческое содействие Министерству сельского хозяйства, органам управления агропромышленным комплексом, работодателям и их объединениям, органам исполнительной власти. Мы понимаем, что без сильной экономики невозможно решить социальные проблемы, и считаем, что действенным средством решения социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство.
Результатом нашей большой совместной работы – Правительства, органов законодательной и исполнительной власти, Минсельхоза России, объединений работодателей, территориальных комитетов, Центрального комитета Профсоюза считаю, включение в проект Госпрограммы до 2020 года, как одной из её целей, – задачу по устойчивому развитию сельских территорий. Среди двенадцати задач, которые призвана решить новая Госпрограммы - диверсификация сельской экономики, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения. В соответствии с проектом Госпрограммы к 2020 году заработная плата в сельском хозяйстве должна вырасти к уровню 2010 года в 4,3 раза. Цель поставлена благая, но, по-нашему мнению, тяжело достижимая, так как рост производительности труда заявлен за тот же период только в 1,7 раза. Хочется надеяться, что целевые индикаторы Госпрограммы на период до 2020 года будут выполнены. Ведь по итогам за 2011 год, как и многие годы ранее, зарплата в сельском хозяйстве остаётся самой низкой среди всех видов экономической деятельности и составляет всего 50% к среднему уровню по России. В связи с этим, хочу обратить внимание, что главной проблемой, вызывающей наибольшее беспокойство у жителей села продолжают оставаться низкие доходы, бедность, даже, если есть работа. Низкий, социально и экономически несправедливый уровень заработной платы не обеспечивает необходимую мотивацию, тормозит повышение производительности труда в отрасли, выступает одним из главных факторов непрестижности сельскохозяйственного труда. Среднеэкономический уровень зарплаты в России в 3,4 раза превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, по отрасли сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – только в 1,8. При этом в 36 -ти субъектах не достигается и это значение, а в республиках - Дагестан, Чеченской, Тыва и Забайкальском крае – менее единицы.
Стремясь переломить сложившееся положение дел с оплатой труда в сельскохозяйственной отрасли, Профсоюз инициировал, и мы были поддержаны социальными партнерами, включение в главу «Оплата и нормирование труда» Отраслевого соглашении на 2012-2014 годы следующих обязательств по регулированию оплаты труда:
- доведение уровня реальной заработной платы в сельском хозяйстве до 80% от уровня средней заработной платы по стране;
- минимальный размер оплаты труда устанавливается на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации;
- организации ориентируются на установление доли тарифной ставки / должностного оклада в заработной плате на уровне не менее 70 процентов;
- обеспечение соблюдения соотношения в уровнях оплаты труда 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% работников с самой высокой заработной платой не более чем 1: 10.
Профсоюз, выполняя свои обязательства, принятые Отраслевым соглашением, ежеквартально анализирует статистические данные по среднемесячной заработной плате работников АПК и её соотношению с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, величине задолженности по выплате заработной платы и направляет информацию своим территориальным организациям, Минсельхозу России, комитету Госдумы по аграрным вопросам. Благодаря этому удалось значительно сократить масштабы просроченных долгов по заработной плате в отрасли. Только за 2011 год задолженность снизилась на 25%. В 38-ми субъектах Российской Федерации просроченная задолженность по заработной плате отсутствует. Кроме этого, совместными усилиями удалось добиться снижения уровня безработицы сельского населения. Тем не менее, она почти в 2,0 раза превышает уровень безработицы среди городского населения.
Вопросы о заработной плате, состоянии охраны труда, заключении и выполнении коллективных договоров и отраслевых соглашений являются одними из первоочередных в работе республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза. Представители территориальных профсоюзных организаций участвуют в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, региональных комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.
На съезде Профсоюза были приняты резолюции «О недопустимости снижения гарантий трудовых прав трудящихся», «О минимальном размере оплаты труда», «О поддержке законопроекта депутатов А.К.Исаева и М.В.Тарасенко об ограничении практики «заемного труда». В резолюциях отражена позиция Профсоюза, о недопустимости поправок к Трудовому кодексу Российской Федерации, предложенных РСПП и нарушающих установленные законом социально-трудовые гарантии трудящихся, об установлении минимального размера оплаты труда без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, о непринятии практики «заемного труда». В настоящее время российское трудовое законодательство не содержит таких понятий, как "аренда рабочей силы", "лизинг персонала", "заемный труд", "аутстаффинг", "аутсорсинг". Эти термины стали возникать в кадровых службах, когда они в попытках сэкономить на персонале обратились к опыту других стран. Если легализовать эти понятия, то жить станет легче не рабочим, а бизнесу, который всячески пытается снизить затраты, и в первую очередь - за счет зарплат, социальных выплат и гарантий. Ведь "арендованный работник" - практически бесправный работник. Профсоюзы уверены, что заемный труд не надо регулировать - его надо запретить.
Требует решения вопрос развития национальной системы квалификаций. Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы предусмотрены действия сторон Соглашения по развитию национальной системы квалификаций, включая разработку предложений, направленных на совершенствование квалификационных характеристик (профессиональных стандартов), сближению их со стандартами Европейского Союза, модернизацию единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Актуальность этой задачи обусловлена необходимостью постепенной адаптации в Российской Федерации профессиональных стандартов, образовательных стандартов и процедуры признания полученной работником квалификации (сертификации) потребностям современной экономики. Развитие национальной системы квалификаций должно способствовать тому, чтобы люди с любым уровнем доходов имели доступ к системе повышения качества свое рабочей силы, имели возможность профессионального роста и получения более высокой заработной платы, были востребован на рынке труда в течение всей жизни.
Исторически и логически безусловное лидерство в вопросах развития национальных систем квалификационных стандартов принадлежит работодателям. Российским союзом промышленников и предпринимателей (через Национальное агентство развития квалификаций) разработаны проекты почти всех документов, относящихся к профессиональной стандартизации, сформирована собственная система разработки и утверждения в рамках РСПП профессиональных стандартов. Необходимо, и мы это закрепили в новом Отраслевом соглашении, чтобы Росагропромобъединение инициировало разработку проектов отраслевых профессиональных стандартов с обязательным участием Профсоюза.
Защита права трудящихся на повышение уровня квалификации и получение дополнительного профессионального образования должна осуществляться путем привлечения Профсоюза в самом начале построения национальной системы квалификаций, как равного партнера и помощника во взаимоотношениях с работодателями, трудовыми коллективами и учреждениями профессионального образования. Для регулирования спроса и предложения квалификаций на отраслевых рынках труда целесообразно формирование Отраслевых Советов развития квалификаций (представители Минсельхоза, Росагропромобъединения, Россельхозакадемия, Профсоюз).
Для Профсоюза важно не только сохранение рабочих мест, но и условия и безопасность труда на этих рабочих местах. Каждый работник хочет быть уверенным, что при выполнении работы он не потеряет здоровья, вернется в семью живым и здоровым.
К сожалению, в сельском хозяйстве, на предприятиях по переработке пищевых продуктов продолжают травмироваться и гибнуть люди. Уровень травматизма в организациях АПК в 1,5 раза выше аналогичных показателей по Российской Федерации. Еще выше эти показатели в отрасли – животноводство.
Большая часть несчастных случаев происходят при обслуживании техники. Причиной многих травм явилась необученность работников безопасным приемам работ, нарушение режимов труда и отдыха, а не редко и трудовой дисциплины.
Такое положение не случайно. Оно вытекает из неудовлетворительных условий труда, плохой организации работы по охране труда, невниманием к данной проблеме. Мы считаем, что постоянные наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников необходимы и позволят, наряду с улучшением условий труда, снижением ручных и тяжелых работ, обеспечением мер безопасности на каждом рабочем месте, предупредить профессиональные заболевания и несчастные случаи, сохранить работоспособность работника и продлить их годы жизни.
Важность проблемы требует от работодателей, органов управления АПК и Профсоюза конструктивного диалога для повышения эффективности совместной работы по улучшению условий труда и сохранению здоровья и жизни работников сельского хозяйства, перерабатывающих и других отраслей агропромышленного комплекса. Понимая сложность её решения, мы предложили Росагропромобъединению обсудить эти вопросы на совместном заседании коллегиальных органов, с выработкой рекомендаций по улучшению условий труда работников и предупреждению несчастных случаев на производстве в организациях АПК.
Безопасность труда должна стать таким же важным элементом в деятель¬ности всех организаций как производи¬тельность труда, себестоимость и каче¬ство оказываемых услуг, а обеспече¬ние работающих здоровыми и безопас¬ными условиями труда на производстве важнейшим направлением в деятельности всех сторон социального партнерства.¬
Одним из главных направлений в обеспечении полной занятости экономически активного сельского населения Профсоюз считает создание и сохранение рабочих мест в крупном сельскохозяйственном производстве в объеме, необходимом для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Для выявления предложения и потребности в рабочей силе следует возобновить разработку в сельских районах балансов трудовых ресурсов и на этой основе провести балансовые расчеты разновекторной динамики количества рабочих мест в отрасли, складывающейся под влиянием:
- с одной стороны, восстановительных и экстенсивных процессов (вовлечение в хозяйственный оборот пустующих земель, расширение работ по повышению плодородия почв, проведение культуртехнических мероприятий, реконструкция и строительство новых животноводческих объектов), требующих создания новых рабочих мест;
- с другой стороны, инновационных процессов, технической и технологической модернизации производства, приводящих к сокращению потребности в живом труде при его качественной реструктуризации.
Учитывая ситуацию на рынке труда в сельской местности и необходимость дальнейшей поддержки граждан начавших, предпринимательскую деятельность на селе, как в аграрном секторе, так и в сфере обслуживания, Минсельхозу РФ целесообразно продолжить совместно с Минздравсоцразвития России и Рострудом реализацию мер, направленных на организацию самозанятости сельского населения, проведение опережающего обучения работников сельскохозяйственных предприятий и оказание адресной поддержки гражданам, которые переселяются для работы в сельскую местность.
Наряду с поддержкой занятости в крупном сельскохозяйственном производстве для снижения напряженности на сельском рынке труда важно создать необходимые условия для развития самозанятости и малого бизнеса.
Нужен мощный рычаг, чтобы сдвинуть с места решение задачи развития на селе несельскохозяйственной деятельности. В целях ускорения темпов диверсификации сельской экономики и повышения на этой основе уровня занятости и доходов сельского населения считаем необходимым:
- рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих снижение ставки подоходного налога с индивидуальных предпринимателей и ставки налога на прибыль с юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих несельскохозяйственную деятельность в сельской местности;
- освободить от таможенных пошлин изделия художественных промыслов и ремесел, произведенные в сельской местности, а также продукцию заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого;
- освободить от ввозных пошлин технику и оборудование, закупленные производителями за рубежом для осуществления ремесленническо-промысловой деятельности в сельской местности и деятельности по заготовке и переработке дикорастущих плодов, ягод, лекарственных трав.
Это позволит повысить уровень занятости и доходов сельского населения, расширить источники их формирования, сократить избыточную рабочую силу в сельскохозяйственных организациях и повысить заработную плату востребованных работников за счет высвобождаемого персонала.


Файлы, прикреплённые к этой статье: