Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
Что делать с накопительной частью пенсии?

Проблема пенсионного обеспечения остается в нашей стране актуальной. Действующий порядок исчисления размера трудовых пенсий с их страховым и накопительным компонентом продолжает вызывать вопросы. Например, как быть с обеспечением пенсионных прав сельского населения, где около 18% имеет доход ниже прожиточного минимума? Своим мнением делится Наталья Агапова, Председатель Профсоюза работников АПК РФ


ПОТЕРЯ ИНСТИТУТА ГОСГАРАНТИЙ

Произошедшие в стране за последние 20 лет изменения в политической и экономической жизни затронули и пенсионное обеспечение граждан. Вопрос важный не только для каждого в отдельности. Он важен для государства, если оно стремится гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения. Он важен для работодателей, которые в соответствии с законодательством обязаны обеспечить этот уровень. Следовательно, нужно определять источники финансирования. При этом сохранять приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет. В общем, необходимо заинтересовать граждан в создании достойного уровня пенсионного обеспечения.

С 2002 года в России реализуется пенсионная реформа, которая существенно изменила сложившуюся на тот момент систему пенсионного обеспечения. Произошел переход от солидарной, уравнительной пенсии к распределительно-накопительной, индивидуализированной. Был введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений и призванный обеспечить устойчивость системы в условиях старения населения. Однако проблему до конца решить не удалось. Действующий порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к неэквивалентности пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств по выплате пенсий. Трудовая пенсия состоит из фиксированной базовой страховой части (нестраховой по своей природе) и накопительной части. В связи с этим возникла необходимость изменения системы трудовых пенсий и создания условий для приведения пенсионной системы к сбалансированности, в том числе в части страховых пенсий.

В конце 2013 года президент России подписал пакет “пенсионных” законов, которые вступят в силу постепенно, начиная с января 2015 года. В условиях новой пенсионной реформы трудовая пенсия делится на два самостоятельных вида - страховую и накопительную. Обязательные накопительные пенсии выделяются в отдельный и вроде бы независимый компонент. Участие в накопительной системе носит по-прежнему обязательный характер для соответствующей категории застрахованных лиц (так называемого “младшего поколения”, с датами рождения после 1967 года). Инвестирование денег проводят частные структуры, самому работнику нужно постоянно следить за результатами работы выбранной управляющей компании или НПФ, принимать решение о перемене страховщика, если тот не обеспечивает доходность. При этом, хотя государство контролирует деятельность участников пенсионного рынка, нынешнее законодательство не содержит гарантий возврата средств в случае банкротства НПФ, то есть с ответственностью ясности нет. Кроме этого, не просматриваются гарантии сохранности, а тем более приумножения пенсионных накоплений застрахованных - как находящихся в управляющих компаниях (государственной или частных) накоплений, так и переданных в НПФ.

Тревогу вызывает фактическая потеря института госгарантий. Как следствие имеют место негативные результаты инвестирования средств обязательных пенсионных накоплений. Анализ Счетной палатой России эффективности инвестирования накоплений граждан показал, что Пенсионный фонд РФ и НПФ не обеспечили сохранность пенсионных накоплений застрахованных лиц с учетом инфляционных потерь. В период с 2004 по 2012 годы инфляция была на среднем уровне 9,65% в год. В то же время среднегодовой прирост пенсионных накоплений за этот период в ПФР составил 0,79 - 9,24%.

Следует обратить внимание и на такой факт: до появления данных Счетной палаты застрахованные работники судили о приросте своих накоплений по узкому расчетному показателю - доходности в процентах годовых, полученной управляющими компаниями, которых негосударственные фонды нанимают для работы на фондовом рынке. В то же время истинным критерием эффективности инвестирования является фактический доход, полученный от инвестирования и отраженный в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц. Счетная палата объективно отмечает, что сегодня он меньше доходности, показываемой управляющими компаниями.

Таким образом, анализ свидетельствует, что обязательная накопительная пенсионная система, которая требует от застрахованных работников уплаты значительного объема взносов, не смогла гарантировать увеличения последующих выплат по старости.


НА ЧЬИХ ОШИБКАХ УЧИТЬСЯ?

Примечателен опыт Чили, где накопительную пенсионную систему ввели еще в 1970-х годах. Именно на него опирались авторы российской пенсионной реформы начала 2000-х. В Чили предполагалось, что по завершении трудового стажа размер пенсии достигнет 70% от средней зарплаты. Однако реальность оказалась иной. Средняя накопительная пенсия не отличалась от гарантированной солидарной минимальной пенсии по старости, которая составила 39% от заработной платы для мужчин и 14% - для женщин. Чили поэтому стала первой страной Латинской Америки, вернувшейся к солидарной пенсионной системе. В настоящий момент в мире имеется 5 - 7 стран с эффективным механизмом накопительной пенсии.

В России в начале прошлой пенсионной реформы предполагалось, что накопительный компонент обеспечит прирост размера общей пенсии на 15 - 20%. Но уже сейчас ясно, что вряд ли это получится.

ФНПР не раз заявляла о своей принципиальной позиции, согласно которой создание приемлемого уровня жизни для пенсионеров требует повышения заработной платы работникам. Вследствие низкого уровня доходов работников и теневых заработных плат на цели накопления отчисляется недостаточный объем средств. При этом “серая” зарплата также не настолько высока, чтобы позволить делать из нее самостоятельные взносы в какой-либо НПФ, - ее с трудом хватает на текущее потребление. Многие эксперты считают очевидным, что участвовать в накопительной системе целесообразно только тогда, когда заработок заметно выше среднего. Накопления с заработка в один-два МРОТ (минимальный размер оплаты труда) ничего впоследствии не дадут.

Не решает проблему и эксперимент с заморозкой 500 млрд рублей обязательных пенсионных накоплений в 2015 году. Воспрепятствовать повторению моратория можно, если законодательно закрепить право частной или коллективной собственности застрахованных на пенсионные сбережения. Ведь это уже сделано в Казахстане, Нидерландах, Германии, Швейцарии и Японии. Так было сделано и в Чили.

Мы поддерживаем разумное предложение - предоставить застрахованным лицам право выбора. Работники должны получить возможность выбирать между тем, чтобы:

1) оставаться в солидарной пенсионной системе (в этом случае 6% страховых взносов пойдет в солидарную систему ПФР);

2) формировать пенсии индивидуально или коллективно в рамках добровольной накопительной системы (в НПФ).

При этом должна быть поддержка работодателями пенсионных планов работников и наличие гарантии сохранности инвестируемых средств, предоставленной государством. Но низкие зарплаты делают для большинства работников выбор второго варианта проблематичным. Особенно для работников сельского хозяйства.


СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СЕКТОР И ПЕНСИОННЫЕ ПРАВА

Реализация федерального закона, который рассматривает и работников бюджетной сферы, и работников сельскохозяйственных организаций, и других работников реальной экономики в целом, как трудозанятое население, приведет к ущемлению интересов и прав сельскохозяйственных работников, так как их налоговое бремя возрастет. Если для работников реального сектора экономики уменьшение отчислений на накопительную часть трудовой пенсии будет компенсировано развитием корпоративной и негосударственной составляющей пенсионной системы, то для работников сельского хозяйства, бюджетных организаций АПК потери компенсированы не будут. Работники с уровнем заработной платы, не превышающим 15 - 16 тыс. рублей (которая уже более 12 лет балансирует примерно на половинном уровне среднего показателя по стране), не смогут откладывать на старость. При этом финансовое состояние большинства сельхозпредприятий не позволит направить часть прибыли на корпоративное пенсионное обеспечение. Под силу это немногим. Работники сельского хозяйства, скорее всего, не будут иметь гарантированного пенсионного обеспечения и останутся самой незащищенной частью общества.

Если же изменить в пользу работников политику в сфере оплаты труда, появятся шансы сделать накопительный компонент пенсионного страхования социально выгодным. НПФ будут предлагать более широкую линейку пенсионных продуктов и, борясь за привлечение застрахованных, станут интересоваться проектами эффективного инвестирования, например, в промышленное производство внутри России, включая сельскохозяйственный сектор экономики.

Поэтому профсоюз работников агропромышленного комплекса РФ настаивает на необходимости совершенствовать новое пенсионное законодательство в части пенсионного обеспечения работников сельского хозяйства. В частности, отсутствует механизм, касающейся формирования пенсионных прав этих работников. Статданных о среднем размере пенсий работников сельского хозяйства в отделениях ПФР нет. По данным социологических исследований, средняя пенсия на селе составляет чуть больше 8 тыс. рублей при прожиточном уровне пенсионеров 6,3 тыс. рублей, что едва обеспечивает физиологическое выживание. Бедность на селе, хотя и отступает, остается крупномасштабной. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня - около 18%. А разработчики приводят данные о размере средней пенсии пенсионеров, проживающих в сельской местности (врачи, учителя, служащие), который не характерен для работников организаций сельского хозяйства.

С таким подходом мы согласиться не можем. При этом понимаем, что вопросы, связанные с развитием социальной защиты работников сельского хозяйства, носят застарелый характер и не имеют простых решений. Наш профсоюз обратился в Минтруд России с предложением более взвешенно подойти к новой пенсионной системе и учесть особенности отрасли. Обсудить возможность применения системы гибких страховых тарифов, создание специализированной подсистемы для социального страхового обеспечения работников сельского хозяйства, вопросы повышения заработной платы в отрасли. Также мы предложили предусмотреть в новой пенсионной системе преференции работникам сельского хозяйства с учетом особенностей и роли этого сектора экономики страны.


Дата публикации: 20 августа 2014 г.