Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
К.А.Альмяшев. Бесспорный лидер

Есть люди, по биографии которых можно изучать историю страны, живую и главную органическую ткань - экономику, увидеть созидательный подъем трудовых коллективов, вспомнить лихолетья, оценить светлые дни, подвести некие итоги. Человек этот, в прямом смысле - государственный. Фактически - первое лицо. И тем не менее...

Наш собеседник никогда не был склонен высокопарно определять свою персону. За долгую журналистскую жизнь, больше чем в три десятка лет, автору этих строк каждый раз с трудом удавалось убедить Кабира Абдулловича Альмяшева, в недавнем прошлом председателя Мордовской республиканской организации Профсоюза, главу Лямбирского района, согласиться на интервью. Сегодняшнее - не исключение. Он всегда с вдохновением рассказывал о ветеранах, достойных людях, работниках образования и медицины, строительства, культуры и социальной сферы, доблестных тружениках полей и ферм, профсоюзных активистах. Но только не о себе!

Но сегодня особый случай. Неожиданно, как это всегда бывает, к человеку подкрался юбилей - исполнилось 75 лет. О чем вспоминает, чем гордится, что в своем жизненном пути считает нерешенным, а главное - о чем мечтает Кабир Абдуллович - в нашем материале.

Всего и вдоволь просто не могло быть

- Помнится, был случай, когда к Вам в кабинет председателя райисполкома решительно вошла многодетная мама с малышом на руках и горестными слезами на глазах. За ее юбку цеплялись еще два напуганных мальчика. Она рыдала, бессвязно бросала упреки, грозилась оставить детей в кабинете, а самой отправиться на работу. Вы тогда вышли из-за стола, погладили взъерошенные чубчики пацанов, щедро насыпали им в руки по горсти карамелек и усадили заплаканную женщину рядом с собой. Что это была за сцена, очевидцем которой случайно довелось стать?

- Это было непростое время экономического хаоса. Многие семьи бились в безысходности: не было работы, задерживались зарплаты и пенсии, буйствовал пресловутый бартер, к тому же возникали трудности с устройством детей в дошкольные учреждения.

Уже через несколько минут женщина, одной рукой держа чашку и прихлебывая ароматный чай, другой прижимая к себе уснувшего младенца, рассказывала о своих проблемах. Успокоенная, с надеждой, что все образуется, женщина тихо вышла из кабинета. А я взялся за телефонную трубку. Проблемы не терпели отлагательств.

- Кабир Абдуллович, Ваш кабинет никогда не был «забаррикадирован», никого не «мариновали в предбанниках», хотя для порядка график приема по личным вопросам имелся. Это начиналось в Аксеновской школе, РОНО, продолжалось в райисполкоме, Мордовском рескоме Профсоюза работников АПК. Это своеобразный стиль работы?

- Быть первым лицом в системе человеческих отношении не значит, что надо соблюдать дистанцию. Всегда считал, что от проблем нельзя прятаться, их надо решать. Причем я не понаслышке знаю, как тяжело живется простым людям, особенно в переходные периоды.

С благоговением вспоминаю своих родителей Абдуллу Исхаковича и Арифю Хасяновну, которые сами трудились и детей приучали впрягаться в работу, не щадя себя. Я был седьмым ребенком в семье, познал все «прелести» сельской жизни, когда всего и вдоволь просто не могло быть. Поэтому мне не надо было в подробностях объяснять проблемы, от меня требовалось действие. И я старался помочь в любой, даже кажущейся непреодолимой ситуации. Ведь земляки мне доверили с высоты избранной должности находить единственно верный путь.

«Идти нельзя останавливаться!»

- Так формируются повороты биографии, что Вам достаются судьбоносные времена, в которых надо действовать по поговорке «Идти нельзя останавливаться!» Где запятую поставить?

- Никогда не переставал учиться. В университете, аспирантуре, партшколе. Решил, что первоначальных знании недостаточно, чтобы ориентироваться в дебрях новой экономической политики. Статус кандидата экономических наук получил уже будучи главой муниципального района.

Для меня было важно, если поручили, должен сделать эту административно-территориальную единицу лучшей в республике. Тем более, что район уникальный, многонациональный, к тому же пригородный. Иные, наблюдая со стороны за моими усилиями, ерничали, называя Лямбирь спальным районом Саранска. С этой территориальной особенностью тоже надо было считаться. Поэтому с особой тщательностью подбирал команду, которая впоследствии проявила себя как боевой, талантливый, высокопрофессиональный, инициативный коллектив единомышленников. В одиночку такие задачи человеку решать просто не по силам.

Теперь у меня есть право гордиться учениками, которые превзошли меня. Благодарен всем, кто шел со мной в эти трудные годы. Помните, сколько раз во время празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности ряд, занимаемый нашей делегацией, вставал под гром аплодисментов как победитель? Это же не просто минута славы для тружеников района, это оценка работы! Тогда бы мы не задумались, где ставить запятую. Естественно, после слова - идти!

От рассвета до заката

- Насколько известно. Вы сохранили привычку начинать рабочий день очень рано. Кабир Абдуллович, Вы страдали бессонницей?

- Вот чего в моей жизни не было! Каждый мой рабочий день обычно был плотно насыщен, заполнен поездками, совещаниями, встречами с людьми, всевозможными событиями, как приятными, так печальными. Жизнь есть жизнь. Утро же я отводил для того, чтобы неторопливо пройти по территории, свежим взглядом, увидеть, что в спешке мог не заметить. А самое главное, мог вдумчиво поработать с документами, изучить свежие законодательные акты, проконтролировать исполнение заданий, наметить самые важные дела на ближайшее время. Привычка на самом деле сохранилась на всю жизнь.

- Когда Вас выбрали председателем республиканской организации Профессионального союза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации, Вы появлялись раньше всех, удивляя вахтеров. Что являлось причиной такого беспокойства?

- Во-первых, совершенно новое поле деятельности. Я окунулся в такой пласт человеческой жизни, что стало понятно, дел непочатый край! В трудных условиях рыночных преобразований, кризиса отрасли надо было развернуть борьбу по защите социально-трудовых интересов и прав работников сельхозпроизводства. Предстояло выступать против диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, купли-продажи земли, за ликвидацию задолженности по заработной плате и повышению жизненного уровня сельчан.

Понятно, что я пришел не на пустое место, опирался на прошлый опыт и кадры. Но следовало искать новые формы работы, теснее работать с Министерством сельского хозяйства, которое тогда возглавлял нынешний Председатель Правительства В.Н.Сидоров. Надо сказать, что здесь наладилось полное взаимопонимание. И мы добились того, что Мордовская республиканская организация Профсоюза является самой многочисленной в республике. В ней состоят более 18 тысяч членов Профсоюза. Мы даже единственные в Приволжском федеральном округе имели свои печатный орган - газету «Колос».

- Вы прошли большой путь, как будто написали автобиографическую книгу. Наверняка, есть неисполненные планы, либо эпизод из жизни, который бы Вы хотели переписать заново. И, конечно, есть мечта, как у каждого деятельного человека. Поделитесь?

- Здесь тайны никакой нет. К сожалению, есть люди, которые живут в бедности. Это я всегда видел. Мы на своем уровне, как могли, боролись с этим явлением. Но это не в наших силах. Была эпоха не всегда оправданных реформ.

Наш Президент В.В.Путин сейчас ставит задачу во главу угла. Я думаю, что через 10-15 лет ситуация изменится в корне, уровень жизни будет доведен до европейского.

Что касается жизненного эпизода, который я бы хотел переписать заново, я думаю, этого делать не надо. Каждый человек может ошибаться, это его история, а историю не перепишешь. Были ошибки в масштабах страны, региона, человека. В Китае говорят, что человек, живущий в эпоху перемен, заведомо несчастен.

Мечты, конечно, есть. Быть здоровым, активным, полезным для общества, не замыкаться в себе. Жизнь продолжается!

Марина Арбузова, член Союза журналистов России

Газета «Известия Мордовии»

Дата публикации: 3 марта 2022 г.