Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
Раздача профсоюзных листовок в общественных местах

Согласно статье 5 Федерального закона от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Соответственно, работодатель не может препятствовать раздаче информационных профсоюзных листовок работникам предприятия.

Кроме того, в статье 29 Конституции Российской Федерации закреплено право любого гражданина «Свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Согласно статье 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом запрета на распространение профсоюзных листовок или каких-либо особых требований к их распространению законодательно не установлено.

Владельцы территорий, где могут распространяться листовки, могут ссылаться на статью 209 Гражданского кодекса РФ, согласно которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Вместе с тем, распространение листовок на территориях предприятий никак не ущемляет права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, поэтому ссылка на ГК РФ в данном случае несостоятельна.

Конечно, собственники могут сами устанавливать правила поведения посетителей на своей территории. Но эти правила не должны вступать в противоречие с законами РФ. Ограничение же или запрет на раздачу профсоюзных листовок нарушают ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и противоречат Конституции РФ.

Основная статья, которую можно применить к лицу, препятствующему раздаче листовок – «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП. Если существенный вред все же причинен – то уже преступление (ст. 330 УК РФ).

Если частный охранник незаконно препятствует раздаче информационных листовок, он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 203 УК РФ («Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей»). Если то же самое делает сотрудник полиции, то он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ, поскольку согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 превышение должностных полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Если охранники или персонал для воспрепятствования распространению листовок звонят в полицию, имеет смысл попросить прибывших полицейских привлечь к административной ответственности лиц, которые их вызывали, поскольку их действия могут быть квалифицированы по статье 19.13 КоАП как заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб.

IUF ВЕЦА


Дата публикации: 5 апреля 2021 г.